Мороз и пламя
В чём причина всплеска пожаров в Приангарье?
Этой зимой в Иркутской области сложилась весьма неблагополучная пожарная обстановка. Стоят морозы; чтобы согреться, люди топят докрасна печи, пускают в ход самодельные обогреватели. За возникающие пожары «отвечают» чиновники муниципальных образований и спецы по чрезвычайным ситуациям. А там, где ответчиков больше одного, есть повод поспорить, кто «крайний».
Только за первый месяц наступившего года в Приангарье зарегистрировано уже 423 пожара (против 398 за такой же период 2007 года), в которых погибло 29 человек. Пожарные дознаватели выяснили, что в половине случаев причиной трагедии стало неосторожное обращение с огнём, а четверть приходится на неправильную эксплуатацию электрооборудования. Большинство людей погибло в состоянии пьяного угара.
Проведённый анализ показал, что основную группу погибших и травмированных людей составляют социально неблагополучные слои. Большинство из них были своевременно проинструктированы о мерах пожарной безопасности под роспись, однако выводы для себя не сделали.
Проблемой озаботились на верхах. За истекший месяц по области было проведено 15 внеочередных заседаний комиссии по чрезвычайным ситуациям, посвящённых пожарам в жилищах. Усилиями глав муниципальных образований, правоохранителей, работников департаментов социальной защиты организованы проверки противопожарного состояния объектов жилого сектора.
Резкое увеличение количества огненных ЧП констатируется в 14 районах. Особенно неблагополучными аналитики регионального подразделения МЧС называют областной центр и Иркутский район, Свирск, Черемхово и Черемховский район. Пожарные отмечают, что по 131 Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у них остались фактически только надзорные функции. Это значит, что местные власти сами должны заниматься такими вещами, как агитация и сооружение гидрантов на случай беды.
Как показывает жизнь, воды на местах хватает. Знают власти и о том, у какого дома больше шансов превратиться в дымящиеся головёшки. Чиновники регулярно совершают обходы и смотрят, где худая проводка или печь. К сожалению, в большинстве районов ограничиваются замечаниями. Добрый хозяин спешит исправить указанные упущения, но бедняки и лентяи полагаются на случай (предписания государственного пожарного надзора в жилом секторе выполняет только треть).
Между тем, по словам начальника Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Иркутской области Владимира Дубровина, главам администраций рекомендуется закладывать в бюджет деньги на ремонт той же проводки у необеспеченных граждан. В вышеупомянутых неблагополучных районах Владимир Дубровин предлагал ввести особый чрезвычайный противопожарный режим, при котором все недостатки устранялись бы всем миром, ударными темпами. Однако, сколько бы жизней ни уносил огонь, на скорые меры не пошёл ещё ни один муниципалитет — слишком дорого.
Территории, которые выделяют соответствующие средства для малообеспеченных, можно пересчитать по пальцам. Позицию по этому вопросу предельно откровенно высказал консультант по гражданской обороне Черемховского районного муниципального образования Владимир Семейкин. Он указал, что район является дотационным и денег на ремонт жилищ пьяниц попросту нет.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА