издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аграрная стезя

На рубеже 70-80-х годов прошлого века в Приангарье сложилась, а точнее была выпестована, молодая генерация сельских руководителей. Им было по 30-40 лет, имели они за плечами сельхозвузы, и не только. Своё место в той когорте занимал и Юрий Ефимович Ковалёв. Его имя было на слуху прежде всего как директора огромного свиноводческого совхоза «Иркутский»…

На работу в совхоз «Иркутский» Юрий Ковалёв попросился по окончании Тулунского сельхозтехникума. Центральная усадьба хозяйства размещалась на станции Харик, руководил совхозом тогда Яков Фёдорович Суглак — опытный аграрник, хороший организатор. Единственный изъян – беспартийный. В молодости «в эсерах ходил», а при новой власти «завязал с политикой». Порою, когда слишком нажимали на районное начальство по поводу его беспартийности, под защиту Суглака брал руководитель района Василий Ильич Сазонов.

— Куда же я тебя возьму? – спросил в ответ на обращение Юрия Ковалёва Суглак. – Мне надо снять кого-то с занимаемой должности, чтобы тебя поставить. А через месяц-другой тебя в армию призовут. Если хочешь работать – иди перебирай двигатели.

И Ковалёв пошёл. А потом – армия, Владивосток. Попал в учебный отряд подводного плавания. После демобилизации вернулся домой и подал документы в сельхозинститут. Любопытно, что и четыре брата Юрия получили сельскохозяйственное образование. Я не спрашивал, почему все они избрали аграрную стезю. Сам же Юрий Ефимович часто повторяет: «Люблю животных, люблю землю». Закончив вуз, в начале 60-х устроился Ковалёв в СПТУ, затем директор совхоза «Иркутский» Владимир Иванович Зубун переманил его к себе. А через четыре года Юрий Ефимович сам стал директором.

— Мы равнялись на Рысьмятова, руководителя совхоза «Уковский», — вспоминает Юрий Ефимович. – Закир Абуталипович говорил нам, молодым: «Можем сколько нужно получить поросят и в какое угодно время». «Сколько угодно» у нас научились производить, а вот «в определённое время»… Как ни бились – не могли достичь желаемого. Проблема решилась, когда перешли на искусственное осеменение.

Совхоз «Иркутский» в то время держал до 30 тысяч свиней и две тысячи коров. Каждый месяц отгружали состав чушек, полторы тысяч голов. В год выдавали до 24 тысяч центнеров мяса. Словом, вклад в мясной фонд был велик, но какою ценой он давался… Ручной труд, вёдра, совки, вилы, лопаты. Пар, сырость, высокая загазованность. Работа свинарок, как и доярок, неплохо оплачивалась, и тем не менее. В хозяйстве искали возможности облегчения труда, повышения его эффективности. К тому же директор треста «Свинопром» Владимир Иванович Зубун поощрял внедрение лучших достижений передовых хозяйств. Сам предлагал своим директорам ездить в другие регионы, знакомиться с новшествами. Юрий Ефимович сполна использовал эту возможность. И потому удавалось его хозяйству развиваться. Механизировались фермы, устанавливались полы с подогревом, вводился сухой тип кормления, осваивалось заграничное оборудование, которое позволяло сбалансировать питание животных, и так далее.

Не всё так просто давалось. Реконструировали одну из молочных ферм, сняли транспортёры, теперь, мол, навоз сам поплывёт по каналам к насосу. А он не поплыл. Бились-бились – ничего не получалось, пока директор не понял, что в холодное время запускали новую технологию, отсюда и беды. Установили теплогенератор, и дело пошло.

Теперь уже сюда приезжали учиться, знакомиться с опытом освоения новой техники. Одно время областные склады оказались забиты молокопроводами «Даугава». Вот ведь парадокс: доярок не хватает, а оборудование, которое позволяет вдвое увеличить нагрузку, пылится на базе. Далеко не всем удавалось его удачно смонтировать, умело эксплуатировать. В «Иркутском» эти задачи решили. Вот и делились опытом.

Речь у Ковалёва образная, при необходимости может острым словцом, ехидной фразой поставить на место оппонента. В Качугском районе, где он был первым секретарём райкома, сложилась непростая обстановка с выполнением задания по продаже хлеба государству. Собирается совещание.

Один из директоров на вопрос, когда выполнит задание, встаёт и заявляет: «Не знаю. Надо бы со специалистами посоветоваться». «Тебе, может быть, ещё и с женой надо посоветоваться?»

Случались разные коллизии, однако сам Юрий Ефимович тепло вспоминает качугский период, во время которого восемь лет был первым секретарём райкома.

— Люди были прекрасные. Возьмите братьев Какаулиных из совхоза имени Фрунзе. У них килограммовые привесы на откорме скота, отличные урожаи корнеплодов. Здорово мы вырвались вперёд с производством и заготовкой кормов. На всю область гремели.

Как-то совхоз «Бутаковский», руководил которым Григорий Винокуров, посетил первый секретарь обкома Ситников. Увидел и поразился: «Как много построено, как хорошо и красиво всё сделано! Срочно пригласите сюда корреспондентов Центрального телевидения. Пусть вся страна видит». А в соседнем хозяйстве заинтересовался такой новинкой, как машинный двор. Вскоре по всей области развернулось их строительство.

Да, новая команда областных руководителей во главе с Ситниковым – Ковальчуком круто развернулась в сторону села. Началась большая и напряжённая работа по его развитию.

— Председатель облисполкома Алексей Максимович Ковальчук был знающим человеком, — вспоминает Ковалёв. – Как много дал нам! Жаль, что рано ушёл из области. Столько ещё удалось бы сделать. У нас вообще выросли хорошие кадры. Есть люди – вы их знаете – это глыбы. Но и в районах были яркие личности. Они знали производство, понимали землю, работали с людьми. И вот из-за неправильной политики первый удар пришёлся как раз по ним. А ведь хлебороба, сельского руководителя не так-то просто вырастить. Это не на токаря учить.

Правдив и откровенен Юрий Ефимович. Жизнь его крепко потрепала, но не сломала, не изменила. С годами он стал чуточку грузнее, волосы посветлели, как-никак семьдесят ему. Но та же улыбка, тот же смех. И взгляды на жизнь остались те же. Он верен тому, чему верил раньше, во благо чего трудился всегда.

На снимке: Ю.Е. Ковалёв

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры