Миссия поэта в эпоху Апокалипсиса
Ночь повисла на заплоте,
Жизнь полна бедою всклень.
Искривился мир в полёте,
На погосте умер день.
Улетают к звёздам срубы,
Заселяет сердце грусть.
И луна целует в губы
Умирающую Русь.
Это стихотворение взято мной из книги известного иркутского поэта Владимира Скифа, только что вышедшей в поэтической серии «Новые стихи», выпускаемой одним из лучших на сегодняшний день московских издательств — «Вече». Сборник, точно налитый до краёв стакан (в Сибири о таком говорят, что он наполнен «всклень»), несёт в себе обжигающую душу тоску по бездумно покинутой нами, оставленной в прошлом, точно неубранное до зимы пшеничное поле, великой Родине.
Поэзия Владимира Скифа предельно гражданственна и публицистична, он сам говорит о ней как о застрявшем в его горле народном плаче. Россия предстаёт в его стихах то в образе переломившегося пополам «Титаника», то в виде людского «дна», где вор точит заточку, а то в виде погоста, над которым «время носит пустые гробы».
Родная природа всегда воспринималась Владимиром Скифом как спасительная среда, готовая помочь и защитить русского человека от любых бед. Особенно важное место в этом ряду придаётся его родной Сибири, которую он расценивает как неприступную для сил зла крепость, огороженную крепчайшим забором.
Хлестанул по России напалм,
Все заборы в России упали.
Я смотрю: мой забор не упал,
Потому что забор — на Байкале,
— пишет он в стихотворении «Забор».
Потому что из гор мой забор,
Из стального байкальского кедра.
Не сломал его века топор
И кувалда заморского ветра…
Сибирь с её исконным народным укладом и непорушенными нравственными ценностями представляется Владимиру Скифу тем спасительным островом, где ещё возможно сохранение души и «распрямление» жизни. Там всё просто и понятно, и эти простота и понятность как раз и являются главным противоядием против опутывающего Россию чужеземного практицизма с его «общечеловеческими» рекламными ценностями, стремящимися подменить собой нашу исконную духовность.
Я орех готовлю на зиму,
И бруснику, и грибы.
Я почти что в сердце Азии
Сел на краешек судьбы,
— рисует нам поэт эту идиллически-спасительную картину сибирского бытия.
Вот сижу, гляжу на солнышко
Посреди уснувших дел.
На опушку, как на донышко,
Зимородок прилетел.
* * *
Скоро-скоро белой ватою
Снег повалится с небес.
Что мне надо? Жизнь измятая
Распрямляется, как лес.
Именно природой продиктованы Владимиру Скифу лучшие из тех поэтических образов, которые встречаются в его новом сборнике.
Спасительной живой природе, по Владимиру Скифу, противостоит «железо», символизирующее собой бездушие и бессердечие нашего века. Железо — это не просто грубый металл, железо — это суть нашей сегодняшней глобалистской эпохи, стремящейся подмять под себя и погубить всё самобытное, нестандартное, живое и поэтическое. Железо и поэзия — вещи несовместимые, и потому между ними длится вековечная и непримиримая борьба, в которой не бывает пощады и компромисса.
Песня ринулась в высший предел,
Прозвенела над гарью, над пылью,
Но железное племя людей
Оторвало ей белые крылья.
* * *
Эта песня была о тебе
И о счастье последнего лета,
Но с железом в неравной борьбе
Пал поэт, пала песня поэта.
Казалось бы, сегодня как раз и надо быть таким же твёрдым и сильным, как железо, иначе просто невозможно выстоять в борьбе с губительными силами века, и поэт даже готов решиться на подобное «ожелезивание», но в этом таится одна очень большая опасность, и он не может не чувствовать её своей тонкой поэтической душой.
Но миссия поэта была бы пустой и бессмысленной, если бы в недрах его философии не было заложено спасительной формулы, дающей читателю надежду на ждущий его впереди свет и силу, необходимую, чтобы дойти до источника этого света. Даже если мир всё сильнее заполняет собой бездушное железо и мы сами во всём этом виноваты, всё равно есть слова, которые способны поднять нас не только с колен, но даже со смертного одра, ибо эти слова таят в себе самое главное из того, что имеется у нас в этой несправедливейшей и одновременно счастливейшей жизни. Кажется иной раз, что ничего уже нельзя сделать, ничего нельзя сказать и не к кому воззвать о помощи и спасении, но заглянешь к себе в душу и вдруг увидишь, что помощь и сила всегда рядом с тобой, во все времена и в самые бесчеловечные эпохи.
Шарю рукой мимо белого света,
Брошена пашня и роща раздета.
Сор под рукою и мох.
Всё-таки, в тёмном краю умирая,
Хочется крикнуть у самого края:
— С нами Россия и Бог!
Вот в возрастании нас до этой веры, по мнению поэта, и есть смысл нашего бытия на этой земле и желанный итог всех проходимых нами вместе с Родиной испытаний. Закономерно, что первыми к пониманию истины приходят поэты, и они своим словом помогают обрести эту истину всем остальным людям (при условии, конечно, что те способны слышать слово настоящего поэта).
Поэтическое слово иркутянина Владимира Скифа такую истину в себе, безусловно, заключает, а это значит, что помимо чисто эстетической пользы оно способно помочь читателю обрести в самом себе ещё и столь необходимую ему в наше время не ту рационалистическую и бездуховно-«железную», но ту живую и возвышающе-спасительную веру, которая поможет ему и выжить физически, и остаться при этом остро чувствующим красоту окружающего мира человеком.