издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Левченко: Мы будем работать в любых условиях

Сегодня на страницах «Восточно-Сибирской правды» – очередной гость редакции. Гость необычный: последние четыре года мы писали о Сергее Левченко как о депутате Законодательного собрания, а сегодня впервые представляем его как депутата Государственной Думы пятого созыва от фракции КПРФ.

Сергей Левченко: Прежде всего, я хотел бы узнать, как мы будем друг к другу обращаться?

Александр Гимельштейн, главный редактор «Восточно-Сибирской правды»: Мы готовы на любые обращения, но я полагаю, что будет более органично, если вы будете говорить «товарищи»?

Сергей Левченко: Для меня – да.

Александр Гимельштейн: Хорошее слово, ничем, на наш взгляд, не запятнанное.

Сергей Левченко: Спасибо, мне действительно так комфортнее. Начнём, пожалуй, с короткого информационного вступления. Я второй раз избирался в Государственную Думу, в пятый созыв. До этого уже работал в Госдуме третьего созыва, потом был перерыв в четыре года. Сейчас я принял решение работать в комитете, в котором уже работал в третьем созыве, а именно – в Комитете по энергетике.

В этот раз представителей Иркутской области в этом комитете будет больше. Я с радостью узнал, что и Константин Зайцев принял решение в этот комитет записаться, и представитель «Справедливой России» Иван Грачёв будет работать в этом комитете. Поэтому у иркутян из всех 32 комитетов и комиссий Думы в этом комитете будет самое представительное собрание.

Хотел бы сразу сказать о том, почему я принял такое решение. Во-первых, я уже работал в этом комитете. Во-вторых, ещё в конце работы прошлого созыва с некоторым удивлением увидел, что достаточно много законопроектов, которые мы наработали в третьем созыве, в четвёртом созыве вообще не рассматривались. Очевидно, у них там была иная концепция взгляда на энергетику. Приведу лишь один пример: я автор проекта о магистральных трубо-проводах, который включает в себя все трубопроводы – и нефть, и газ, и продуктопроводы, и так далее. Мы в третьем созыве довели его до конца, согласовали с нефтяниками и газовиками. В последний момент председатель комитета попросил, чтобы он выступил с этим законопроектом на пленарном заседании (в третьем созыве Комитет по энергетике, транспорту и связи возглавлял депутат Владимир Катренко от фракции «Единство – Единая Россия». – Прим. «ВСП»). Наша группа посчитала, что ничего в этом предосудительного нет, наоборот, так даже будет солидней. Через некоторое время председатель сообщил, что ему запретили выступать с этим законопроектом, и он остался лежать, и пролежал под сукном четыре года. Я почти на 100% уверен, что если бы этот законопроект был своевременно принят, то таких катаклизмов, как с трубой возле Байкала, не было бы. В нём был чётко прописан порядок согласования таких проектов, чтобы не было необходимости вмешиваться общественности, Законодательному собранию, губернатору и, в конце концов, президенту.

Александр Гимельштейн: Каковы первые впечатления, насколько отлична организация работы Думы по сравнению с третьим созывом? В какой степени правящая коалиция готова взаимодействовать с единственной, по сути, оппозиционной фракцией – КПРФ?

Сергей Левченко: Как говорится, вопрос, конечно, интересный… Вы знаете, когда я не прошёл в Думу четвёртого созыва, мне довелось побывать в её стенах, скажем так, по другим делам. В зал заседаний я не заходил, но побывал в соседнем помещении для пресс-конференций, так что начало работы предыдущего думского созыва я видел. Не знаю, поверите вы или нет, но я тогда обрадовался, что не стал депутатом. В третьем созыве, да и в предыдущем втором, соотношение политических сил было совершенно другое, там можно было говорить, обсуждать и нужно было договариваться, идти на какие-то разумные встречные шаги. Первые же заседания четвёртого созыва показали, что как только депутат, не принадлежащий к правящей фракции, предлагал что-либо, так сразу же вставал какой-нибудь незаметный человечек, представляющий правительственную фракцию, и говорил «нет»: «Это нам не подходит, и если вы хотите, то мы, конечно, проголосуем, но вопрос мы всё равно забаллотируем». Особенно меня поразило выступление нашего прославленного генерала Владимира Варенникова, Героя Советского Союза, когда он убеждал Думу в необходимости создания Комитета по делам ветеранов. Правящая фракция сказала: «Нет, нам этого не надо», и даже не стали обсуждать проблему, искать «за» и «против».

Первые заседания этой Думы подтверждают мои опасения: осталась та же картина, и, по-моему, никто уже не обращает внимания на думское меньшинство. Когда обсуждался вопрос о председателях комитетов, я находился в зале и мне было стыдно. Стыдно, когда отмахнулись от аргументов за Владислава Третьяка (кандидатура Третьяка рассматривалась на пост председателя Комитета ГД по физической культуре и спорту, однако комитет возглавил Антон Сихарулидзе, а Третьяк стал его первым заместителем. – Прим. «ВСП»); стыдно, когда отмахнулись от кандидатуры Иосифа Кобзона (председателем Комитета ГД по культуре стал Григорий Ивлиев. – Прим. «ВСП»). Я не считаю, что Кобзон лучший из возможных вариантов, но в сравнении с человеком, который к культуре никакого отношения не имеет… Это просто профанация, такое вот декларирование, что на этом посту не нужно профессионализма, а нужно лишь желание исполнять и умение быть преданным.

Поэтому, если сравнивать с третьим созывом, к сожалению, скучно. Тем не менее мы давно уже, я имею в виду нашу партию, приняли решение работать в любых условиях.

Дмитрий Люстрицкий, шеф-редактор «ВСП»: В составе Думы есть разные депутаты, разные по уровню подготовки. Есть, например, и такие ваши коллеги, депутаты, как Светлана Хоркина и Алина Кабаева. Как вы оцениваете профессиональную подготовку депутатского корпуса в целом, и с какими людьми, с вашей точки зрения, можно работать?

Сергей Левченко: Каждый новый созыв сталкивается с такой ситуацией. Когда депутаты проработали четыре года – а там, поверьте, совсем уж глупых людей нет, – они смогли за четыре года многому научиться. И профессионализм людей, которые уже проработали в Думе, и тех людей, которые только что пришли и раньше не работали, конечно, разный. Порой новички тычутся, как слепые котята, не зная процессов, которые проходят внутри Думы, не зная, к кому обращаться, кто может помочь с юридической оценкой, с лингвистической экспертизой. Но это быстро проходит. В этой Думе практически половина новых депутатов, и оценивать их пока рановато, на мой взгляд. Да, там есть личности, которые известны в несколько иной плоскости, чем законодательная деятельность. Но я думаю, что есть немало примеров, когда люди, проявившие себя в иных областях, становятся хорошими депутатами. Таких примеров довольно много.

Я уже говорил, что меня больше всего не устраивает, что в Государственной Думе проводится политика «дисциплины». Меня всегда удивляет, когда в коридоре разговариваешь с человеком – он один, а когда он приходит голосовать – он совершенно другой. С таким двойным отношением я, наверное, никогда смириться не смогу. Обсуждать проблемы, разговаривать в коридоре интересно с очень многими, но что касается законов – здесь совсем другой механизм, и здесь не надо договариваться с отдельными депутатами. Чтобы твоя поправка или твой законопроект прошёл, нужно говорить на совете Думы, с лидерами фракций, с лидерами подгрупп, и так далее, и так далее… А ещё более короткий путь – это администрация президента. Там есть люди, которые курируют Думу, они определяют, какой законопроект будет, а какой нет. Так что разговоры и общение – это одно, а принятие законов – это совсем другой процесс.

Наталья Мичурина, шеф-редактор еженедельника «ВСП – Конкурент»: Давайте вернёмся к недавней вашей работе в Законодательном собрании области. Вами получен ответ из прокуратуры относительно средств «Фонда развития Приангарья»?

Сергей Левченко: Да, ответ получен, но он носит пока промежуточный характер. Если вы помните, там было два момента. Во-первых, я обращался в прокуратуру через Законодательное собрание, чтобы дана была правовая оценка тех средств, которые ушли мимо бюджета и которые по-разному можно оценивать: можно говорить, что они должны были быть в казне Иркутской области, а можно спорить, что их природа иная. Я просил дать оценку, являются ли эти средства государственными. Второе: я просил дать оценку тому, каким образом за два года цена акций ВЧНГ возросла в пятнадцать раз. Бывает ли такое, насколько это оправданно? Единственный аргумент, который сегодня излагается так называемыми «независимыми оценщиками», это то, что цена выросла потому, что принято решение о строительстве магистрального нефтепровода. Но я думаю, что мы с вами грамотные люди и понимаем, что одним этим аргументом объяснить повышение стоимости этих акций со 170 миллионов до 2 миллиардов 100 миллионов нельзя. Это совершенно невероятный случай, на мой взгляд. Наконец, третье: по имеющимся у меня сведениям, сто миллионов из этих средств были перечислены в фонд поддержки «Единой России», учредителями которого являются три физических лица.

И вот по первой части прокуратура подтвердила, что она рассматривает этот вопрос и, по предварительным данным, у прокуратуры нет аргументов за то, что цена этих акций была определена неправильно. Но по второму вопросу – куда делись деньги? – они ответили, что идёт предварительное расследование, на основании которого потом будет приниматься решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Ответ был получен 9 января, сейчас, в соответствии с законом, подходит срок и для окончательного ответа. На внеочередной сессии, которая пройдёт 5 февраля, я буду вынужден ещё раз поставить этот вопрос, потому что он непосредственно связан с принятием бюджета. В доходную часть бюджета Законодательное собрание эти деньги заложило, а губернатор отказался их распределять и считать доходами бюджета. Я считаю, что это неправильно, и буду настаивать на оценке этого факта.

Александр Гимельштейн: Конечно, есть фракционная работа, и есть работа внутри комитета. А в какой степени региональный фактор, региональное лоббирование будет присутствовать в работе нового созыва? Есть ли шанс на лоббирование интересов Иркутской области, сохранится ли в Думе «иркутская депутация»?

Сергей Левченко: Я надеюсь, что она сохранится. По крайней мере, каких-то субъективных причин, которые этому препятствовали бы, я не вижу. Со всеми депутатами я так или иначе общался и не вижу противодействия тому, чтобы депутаты объединились для решения какого-то конкретного вопроса. Но не надо ставить себе заоблачных задач или, наоборот, пускать этот вопрос на самотёк.

Я очень завидую регионам, где исполнительная власть объединяет своих представителей, не только депутатов, но и членов Совета Федерации, и вообще земляков, которые живут в Москве. Я с белой завистью смотрю, например, как работает Татарстан. Когда глава республики Шаймиев приезжает, собираются человек двадцать – депутатов, членов Совета Федерации, просто уважаемых людей в папахах, – и они вместе принимают решение о том, какие вопросы они будут проводить, кто и куда из них пойдёт. И идут – в министерства, в правительство, в другие органы, а потом обмениваются информацией: я тут был, я там договорился, с тем-то встретился.

На моей памяти в третьем созыве мы собирались только один раз, когда Борис Александрович поздравил всех депутатов и вручил цветы. Конечно, с каждым из депутатов какая-то работа была, мы получали письма с просьбой пробить ту или иную проблему, но скоординированной совместной работы не было. Сейчас я, пока, к сожалению, со стороны администрации области тоже этого не ощущаю. Но с депутатами мы уже переговорили, что в следующий период работы в территориях – а это будет в конце февраля – мы постараемся собраться и встретиться и с Законодательным собранием, и с администрацией. Проявим инициативу с нашей стороны и посмотрим, что же нужно. В вопросах бюджетных трансфертов, конкретных льгот и законопроектов, которые мы направляем на федеральный уровень, мы могли бы объединяться независимо от политических пристрастий.

Александр Антоненко, обозреватель по вопросам строительства: Я предлагаю спуститься с думских небес на землю. Вы, как строитель, какие бы назвали причины роста цен на жильё? Почему в Иркутской области цены уже достигают уровня московских? Рядом регионы, где цены в два раза ниже: в Омске, в Красноярске. И второй вопрос: старый мост десять лет строили, новый будем, наверное, двадцать? Двадцать домов не можем расселить, один многоэтажный дом, грубо говоря, нужно построить.

Сергей Левченко: Это взаимосвязанные вопросы, и здесь не надо быть семи пядей во лбу, все эти причины на поверхности. Первое – это полное отсутствие базы стройиндустрии в Иркутской области. Омск, Красноярск, Новосибирск – мы оттуда везём основные строительные материалы, а вспомогательные – из Китая. Это одна из причин, и это тот кончик, за который нужно потянуть, чтобы можно было понижать себестоимость. Второй момент – это очень муторное, долговременное и дорогое оформление документов по строительству, начиная с земли и заканчивая согласованием всех документов по инженерным делам. У нас по сравнению с Красноярском и Новосибирском это всё происходит дольше и стоит в полтора-два раза дороже. Вы же понимаете, что если ты задумал строить дом в этом году, то за два года только инфляционные процессы на четверть, как минимум, сделают его дороже.

Третий момент – это то, что само государство не строит жильё. Например, чтобы расселить несколько десятков семей из домов, которые сносят в связи со строительством моста на левом и на правом берегу, городу или области достаточно построить один дом. Но это уже является для сегодняшней власти проблемой, которую она самостоятельно решить не может. Мы можем выделять землю, мы можем вести бесконечные согласования – а вот взять и построить не можем, разучились. Государство разучилось строить, в лице муниципалитета, в лице областной власти. Если бы государство хотя бы четверть рынка строило, цены бы были совершенно другие. А пока к решению этой проблемы мы подходим с другой стороны. То есть не со стороны укрепления базы стройиндустрии, не со стороны государственного жилищного строительства, а начинаем вкладывать в рынок больше денег. Подходим со стороны ипотеки, со стороны кредитов. А если объём строительства тот же самый, а денег вкачивается больше и больше, то результат только один: увеличиваются цены на квадратный метр. Не с той стороны ищем, не там, где потеряли, а там где светло, под фонарём.

Александр Антоненко: А как же закон N 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области»?

Сергей Левченко: Пока, откровенно говоря, результатов от реализации этого закона я не вижу. Год прошёл с небольшим, после того как город передал области эти функции. Я тогда активно участвовал, говорил и с губернатором, и с мэром, и с Законодательным собранием. Но тут только время может быть критерием: год прошёл, и что изменилось, в какую сторону.

Виктор Отинов, обозреватель: Не за горами избирательная кампания в Законодательное собрание Иркутской области. Какие-то планы на этот счёт уже есть? И будут ли принимать участие в кампании не члены партии?

Сергей Левченко: Мы не ставим необходимым условием членство в партии для того, чтобы поддерживать кого-то. Это касается не только Законодательного собрания, ведь в собрание идёт относительно небольшое количество кандидатов. На прошлых муниципальных выборах, в 2005 году, мы выдвигали порядка 600 человек в местные органы власти, глав администраций и местных депутатов, и из этих шестисот человек примерно половина были не члены партии. И из этих 600 человек порядка 300 прошли. И наше соотношение по кандидатам было намного лучше, чем у «Единой России».

Сама технология выборов будет такая: тех, кого мы будем выдвигать по одномандатным округам, в том числе и по единому одномандатному округу в Усть-Орде, мы одновременно будем записывать и в партийный список, для того чтобы каждый в своём округе работал не только на свой авторитет, но и на партию в целом. На сегодняшний день я могу назвать цифру: мы порядка двадцати кандидатур обсудили, которые будут идти по одномандатным округам и в партийном списке. Первая тройка по одномандатным округам идти не будет, мы будем осуществлять общеобластные, координационные функции.

Наталья Мичурина: Вы войдёте в первую тройку?

Сергей Левченко: Я напомню, что у нас есть внутрипартийная демократия, и выдвигает кандидатов конференция, причём тайным голосованием. Но я не исключаю этого, и если меня конференция выдвинет, то буду только рад. Не исключаю я и того, что во главе списка будут действующие депутаты Законодательного собрания Сумароков и Рульков.

Записал Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры