Виталий Сидорченко
Юбилейный бенефис заслуженного артиста РФ, актёра академического драматического театра имени Охлопкова Виталия Сидорченко стал заметным событием в культурной жизни Иркутска первого месяца 2008 года. Сидорченко является членом Союза журналистов, автором книги «Иркутская антре-приза», педагогом Иркутского театрального училища. Талантов у него столько, что все и не перечислишь. Начнём по порядку.
По окончании техникума и службы в армии Виталий начал работать техником, поступил на заочное отделение факультета журналистики государственного университета. Через год узнал, что в городе открывается театральное училище. Когда поступал, утаил, что уже является студентом одного из самых престижных вузов города. Увлечённость актёрской профессией была абсолютной, а соседство в гримуборной со старейшинами театра юного зрителя, где он проходил практику, льстило молодому самолюбию.
По окончании училища Сидорченко пригласили работать в драматический театр и сразу дали небольшую роль в спектакле «Гамлет». Упорство и терпение помогли Виталию окончить и университет. Когда защитил диплом и вернулся в театр, обнаружил, что полностью выпал из репертуара. Сценическую карьеру пришлось начинать с «чистого листа» – ролей, на которые его распределяли в новых спектаклях. Образы, созданные Сидорченко в 60–70-е годы, отличались обаянием молодости, энергией, которая перехлёстывала через край. Занимался он и журналистикой, писал статьи о коллегах по сцене. Тогда он стал одним из самых заметных авторов, пишущих о театре.
Вторая половина творческой судьбы Виталия Петровича заполнена ролями лучшего классического репертуара. Он играл Яичницу в «Женитьбе» Гоголя – человека обстоятельного, нажившего вместе с грузностью тела массу комплексов, один из которых – женитьба. Герой Сидорченко хотел жениться, но боялся: вдруг невеста откажет или в приданом обманет. В жизни у него всё наоборот, если чувствует, что набирает лишний вес, бросает всё – бегает, ходит в спортзал, потому и сохранил прекрасную форму. Кто скажет, что юбиляру исполнилось 70 лет!
Восьмибратов в «Лесе», Нит Стратонович Дудыкин в «Без вины виноватые» Островского – роли в спектаклях разных лет, которые запомнились зрителям не одного поколения. Когда артист владеет профессией, в режиссёрском замысле спектакля ему легко фантазировать, искать характерные черты своих героев. На сцене у Виталия Петровича в последнее время появилась пронзительность, особого рода проникновенность, которые делают его роли выразительными и узнаваемыми.
Незабываемым стал и Сорин в «Чайке» Чехова — тонкая, полная драматизма и тонкого юмора работа актёра. В ней он глубоко и точно выражает «жизнь человеческого духа» в метаниях, устремлениях, в реалиях бытия человека, прикованного к инвалидному креслу, не сумевшего реализовать свои мечты, но умеющего милосердием и добром облегчать жизнь своим близким.
Замечательные качества Сидорченко выражаются не только в его блестящем актёрском мастерстве, но и в других творческих увлечениях. Много лет назад он организовал в театре музей, считающийся сегодня его гордостью. Чтобы заложить его основу, Виталий Петрович долгое время проводил в архивах города, отыскивая редчайшие, уникальные по своей значимости документы. Когда театр находился на гастролях в Ленинграде, Сидорченко вместо экскурсий по городу засиживался в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. Именно там он обнаружил сенсационную для Иркутска информацию: оказывается, театр в нашем городе был открыт не в 1852 году, как утверждает в своей книге Маляревский, а в 1850. Об этом писала газета «Северная пчела» и привела список имён актёров первого состава труппы.
Занимаясь историей театра, Виталий Петрович собрал материалы для книги «Иркутская антреприза», в которой опубликованы уникальные документы, характеризующие театральную жизнь Иркутска до начала ХХ века.
На юбилейном торжестве Виталию Петровичу подарили сразу несколько ручек, зная, что писательский труд для него не хобби, а ежедневная работа, продолженная в воспоминаниях актера, отдавшего служению театра 45 лет.
Сидорченко поздравляли коллеги – актёры театров Иркутска. Было много шуток, принятых на подобных торжествах, была и заздравная, пожелания следующий юбилей отметить новыми ролями и книгой, которая сможет открыть забытые страницы истории театра.
Фото Николая БРИЛЯ