издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Страсти по Валентине

Театр-студия «Диалог» давно стал местом притяжения зрителей левобережья нашего города. На его спектакли идут люди старшего поколения и молодёжь, которые смеются, плачут и аплодируют здесь точно так же, как в любом другом театре. Скидок на то, что играют актёры-любители, нет, отсутствие профессионального мастерства заменяется душевными порывами, которые волнами распространяются со сцены в зрительный зал.

Организатор и бессменный руководитель «Диалога» Валентина Просекина в эти дни отмечает юбилей. Она подводит итоги творческой деятельности, оглядывается назад, вспоминая, как из далёкого Беломорья приехала в Иркутск, много работала, поступательными движениями приближаясь к делу своей жизни — созданию театра.

Окончив режиссёрский факультет Архангельского училища культуры, по распределению работала в Плесецке и только спустя годы узнала, что находилась рядом с космодромом. Без видимого напряжения поступила в институт культуры в Ленинграде, но решила, что профессию освоить можно только в институте театра музыки и кинематографии. Валентина вернулась в Плесецк, занималась с ребятами театральным делом, ездила с ними на гастроли в Мирный, расположенный неподалёку. Романтическая натура, она любовалась красотами северной природы, привыкнув читать в белые ночи, не включая света.

При поступлении в ЛГИТМиК почувствовала себя ущербной: мастер курса Музиль не допускал мысли, что женщина может быть режиссёром. В конце 60-х годов все куда-то ехали, и от отчаяния она написала десять писем в крупнейшие города Сибири, загадав: кто быстрее ответит, туда и поедет. Первым откликнулся Иркутск. Не задумываясь, она села в самолёт и прилетела в город, разбудивший её воображение тем, что находится неподалёку от Байкала. Тогда она не подозревала, что на байкальских берегах будет складываться её судьба.

Валентину Семёновну направили работать в Слюдянку. Во время первой встречи с Байкалом она испытала настоящее потрясение. На севере — её родине — человек чувствует себя наравне с природой, бескрайние просторы плавно уходят в воды Белого моря. Горы Сибири горделиво смотрят на людей сверху, подчиняя их своим неприступным величием.

В Слюдянке она вышла замуж за журналиста и писателя Михаила Просекина, здесь родился её первенец – Алёша, местом рождения второго сына, Ильи, стал Иркутск. Работала Валентина Семёновна много: создавала любительские театры в городском Дворце культуры и Доме пионеров, организовывала праздники, массовые гуляния и была счастлива. Спустя семь лет Михаила Михайловича пригласили работать в Союз писателей в областной центр, семья переехала в Иркутск. Судьба благоволила Валентине Семёновне, она начала преподавать режиссуру и театральное дело в культурно-просветительском училище.

Сегодня она гордится многими учениками, но вспоминает и причину ухода. На режиссёрском отделении учились в основном девушки. За годы работы она устала выискивать пьесы, написанные на женщин, хотелось заняться настоящим делом. В училище она открыла учебный театр, актёрами которого стали студенты и преподаватели. Начали приходить в него и люди «с улицы» – студенты вузов города, молодые специалисты, увлечённые театром. За год работы она поставила тогда три спектакля: «Страсти по Варваре» Ольги Кучкиной, «До третьих петухов» Василия Шукшина и «Дом на песке» Рустама Ибрагимбекова.

«Диалог» начал разговаривать со своим зрителем языком современной драматургии. Василий Шукшин, Виктор Астафьев, по инсценированной повести которого диалоговцы поставили спектакль «Прости меня», были современниками поколения 80-х годов. Ставил театр публицистику Валентина Распутина и, конечно, пьесы Александра Вампилова.

В театр приходили люди всех поколений, одни просились в актёры, другие становились зрителями. Их было так много, что стены училища перестали вмещать всех желающих. Оставив хорошую зарплату, наплевав на педагогический стаж, предполагающий массу привилегий к пенсионному возрасту, Просекина ушла со своим коллективом «в никуда». Сначала это был клуб железнодорожников, позднее – Дом культуры завода Куйбышева, который выделил для театра помещение фабрики-кухни.

Здесь Валентина Семёновна начала великое строительство театра. Обыкновенную столовую она со студийцами реконструировала, оборудовала сцену, уютный зрительный зал. Работать бы им там и работать, но началась перестройка, многие цеха завода были отданы под торговые точки, сдали в аренду и помещение театра, которым гордились не только диалоговцы, но и жители города, ставшие зрителями и собеседниками.

Именно в этот период коллектив получил звание «народный», а к названию театр-студия прибавил слово «клуб». После спектаклей многие зрители оставались, начинали говорить на темы, затронутые в спектакле, переходя на обсуждение проблем жизни, окружающей всех действительности. Не случайно во времена, когда поднимался вопрос о стоках промышленных отходов БЦБК в реку Иркут, диалоговцы одними из первых заявили протест этому безумному проекту.

Оказавшись в очередной раз на улице, под свою защиту театр взяли энергетический колледж и Областной центр народного творчества и досуга, в штат которого перешла работать Валентина Семёновна. Именно центр выделил деньги на строительство театра в колледже. Опыт у диалоговцев был, поэтому, засучив рукава, они вновь начали реконструкцию обыкновенного актового зала в театр.

Надо заметить, пространство там организовано целесообразно, поделено оно пополам, сцена с широкими ступенями плавно спускается вниз. Верхние переходы, на которых установлена свето- и звукоаппаратура, также служат игровыми площадками, где время от времени появляются актёры. Зрительская часть приподнята, поэтому с каждого места хорошо видно происходящее на сцене.

Именно в колледже Просекина обратилась к классике, поставив с актёрами-любителями «Месяц в деревне» Тургенева, «Обыкновенную историю» Гончарова, «Чайку» Чехова. Все эти спектакли звучат современно, режиссёр, работая над ними, руководствовалась постулатом «Из всех переменчивых вещей в мире неизменным остаётся человек». Разве изменились за столетия чувства любви, долга, чести, порядочности? И разве в XIX веке люди не совершали поступки, которые, как в зеркальном отражении, повторяют поколения XXI века?

Когда академический драматический театр имени Охлопкова задумал проводить фестиваль любительских театров «Алые паруса», Валентина Семёновна одна из первых поддержала этот проект. В группе специалистов она объехала всю область, смотрела спектакли, помогала выправить их так, чтобы они прошли отбор и достойно прозвучали на сцене профессионального театра.

Спектакль «Алые паруса» по Грину в течение сезона 2006 — 2007 годов «Диалог» играл на камерной сцене драматического театра, зарабатывая тем самым право отметить свой день рождения на основной сцене. Да, 25-летний юбилей театр проводил на большой сцене, зрительный зал был полон, участники любительских коллективов спешили поздравить диалоговцев и их руководителя с четвертьвековой историей служения театральному искусству.

Многих студийцев и актёров театра Валентина Семёновна считает своими детьми. Иногда говорит: «Может быть, я жизнь им испортила. Вместо того чтобы заниматься конкретным делом, они каждый вечер проводят в театре». С другой стороны, Просекина сделала их жизнь интересной, научила выражать со сцены своё творческое «я», отмеченное высокой духовностью. И сыновей она вырастила достойных: старший, Алексей, работает журналистом в Киеве, пишет пьесы, которые идут сегодня в театрах Омска и Москвы. Илья, выпускник Российской академии театрального искусства, остался работать в столице. Находясь далеко от мамы, они каждое лето назначают ей свидание на берегу Чёрного моря.

Не забыла Валентина Семёновна и своего Беломорья. Летом прошлого года она осуществила мечту, впервые побывала на Соловках, проехав весь архипелаг, не пропуская старинные монастыри, строительство которых началось с середины XYI века. Остались на Соловках и следы «СЛОНа» — одного из самых страшных лагерей сталинского ГУЛАГА.

Сегодня Просекина увлечённо монтирует фильм, снятый на берегах Белого моря, чтобы показать его диалоговцам и студентам академии права, где она организовала литературно-драматическую студию. Впереди у Валентины Семёновны постановки спектаклей и поэтические вечера, организация которых стала увлечением второй половины её жизни. К самой жизни она относится с большим воодушевлением и душевной страстью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры