издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гордое имя – учитель

К столетнему юбилею педагогического университета

  • Автор: Нина МИРОШНИКОВА, кандидат исторических наук

В последние годы интерес к истории вузов Иркутска неуклонно растёт. Изданы истории классического, экономического, технического университетов. И вот за год до празднования столетнего юбилея Иркутского педагогического университета вышла в свет книга о начальной истории высшего педагогического образования не только нашей области, но и всей Восточной Сибири – «Иркутский педагогический: от учительского института к университету». Том 1 (1909 – 1939). Авторы исторического труда – профессор З.И. Рабецкая, доценты В.И. Татаринов и М.Ф. Щербинин.

Книга состоит из трёх глав. Первая повествует о дореволюционной истории Иркутского учительского института с момента его образования в 1909 г. Ликвидирован пробел в истории образования Восточной Сибири – впервые так полно, без идеологического диктата КПСС освещена история учительского института, заложившего основу высшего педагогического образования в крае. Вторая глава о краткой (с июня 1920 до осени 1921 года), но насыщенной событиями жизни Восточно-Сибирского института народного образования – второго после университета вуза в Иркутске.

Трудности экономического положения, резкое сокращение финансирования не позволили государству содержать в то время в Иркутске два вуза. В октябре 1921 г. институт народного образования вошёл в Иргосун на правах педфака с отделениями: филологическим, историческим, философским и физико-техническим. Общественность Иркутска с удовлетворением встретила это известие: высокий статус университета создавал лучшие возможности для подготовки педагогических кадров.

Книга рисует живые картины общественно-политической жизни педфака 20-х годов. Например, чистка преподавателей и студентов на собраниях – «чистили моральных разложенцев», «извратителей советских законов», лентяев. Советская власть усиленно добивалась увеличения партийно-комсомольского ядра среди студенчества. Авторы сумели найти в архивах статистику и представить таблицы динамики состава студентов учительского института и педфака университета по социальному положению, по полу, по партийной принадлежности.

Интересно сопоставить следующие данные из книги: в 1909-1919 гг. 48,1% воспитанников учительского института были по происхождению крестьянами; а в 1926-1927 учебном году на педфаке 44,5% студентов были из семей рабочих и крестьян.

В книге можно узнать много интересного о содержании и методах обучения и сравнить, чему и как учили будущих учителей в дореволюционные и советские 20-е годы.

Эта книга не просто об истории высшего педагогического образования, эта книга о людях – цвете иркутской интеллигенции, замечательных преподавателях, профессорах, учёных, их непростых судьбах в советские годы.

Книга снабжена богатым иллюстративным материалом, в том числе редкими и впервые опубликованными фотографиями ректоров, преподавателей, студентов, снимками многочисленных документов тех лет, первых зданий института.

Читатели могут зримо представить внешний вид, духовный облик социально зрелых воспитанников учительского института 1915 и 1916 гг., целеустремлённых советских студентов педфака 20-х и сравнить с нынешним поколением студенчества.

Уверена, книгу с живым интересом прочтут все интересующиеся историей своего края, его культурой и в первую очередь те, чья жизнь связана с Иркутским педагогическим университетом, – его преподаватели и студенты разных поколений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры