издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Благо для художника

Заметки о творчестве иркутского композитора Владимира Карпенко

  • Автор: Ирина ЧИЖОВА, кандидат искусствоведения

Даже в самых редких выходах композитора к своей аудитории заложено стремление его слушателей распознать в соотношении черт музыки закономерности течения человеческой жизни. Но — не «вообще», а «здесь и сейчас».

Именно так восприятию музыки способствовал концерт из произведений иркутского композитора, заслуженного артиста России, лауреата двух губернаторских премий Владимира Карпенко, прошедший в органном зале.

Творческий контакт автора с неравнодушной аудиторией способствовал постижению не только новизны музыкального языка, но и нетривиальности образов, родственных происходящему в жизни слушателя-современника. Взаимодействие исполнителей-коллег и помощников В.Карпенко при исполнении его композиторских созданий способствовало их цельности и яркости.

Следует отметить, что «здесь и сейчас» была создана не вся музыка, прозвучавшая в этот вечер. Некоторые композиции брали своё начало в прошедших годах. Так, открывший программу «Канон для иркутских солистов», исполненный автором и солистами Иркутской областной филармонии скрипачкой Галиной Васенковой, флейтистом Евгением Фокеевым, кларнетистом Сергеем Качаем и виолончелисткой Риммой Граблевской, был создан пять лет назад и сохранил свои качества и в наши дни.

Необходимо также отметить важную роль в концерте Лидии Янковской, выступившей в качестве органистки и лектора-музыковеда. Значительный интерес слушателей вызвали в её исполнении впервые прозвучавшие пьесы для органа В.Карпенко: «Антифон», «Лендлер» и «Пассакалия».

И ещё о примерах прошедшего вечера. На суд публики автором были вынесены «Багатели» для скрипки, кларнета и виолончели, трио для скрипки, флейты и виолончели, а также «Фантазия» для виолончели соло в исполнении К.Зуева.

Практика исполнения современной музыки, жанры которой получили значительное развитие в далёком и недалёком прошлом, не является частой в концертной деятельности отдельных исполнителей, ансамблей и оркестров. В этом нет ничего непредвиденного. Дебаты о музыке «привычной» и «непривычной» возникали ещё в конце XIX – начале века XX века в сознании современников. Их отголоски проникли в сознание современников, среди которых были такие значительные авторы, как С.Прокофьев, Д.Шостакович, Н. Мясковский.

Новшества их музыкального языка определялись подчас как «русский модернизм».

При этом музыка прошедших веков до настоящего времени не потеряла своей значимости. В том числе – в представлении современных слушателей. Современная же музыка в целом «прирастает» такими авторами, как Владимир Карпенко. Так, «Квартет для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано» и «Багатели», исполненные в декабре минувшего года на скрипке, кларнете и виолончели, характеризуются обращением к додекафонной технике композиции.

Особое внимание к музыке В.Карпенко проявили как опытные, так и самые молодые посетители органного зала. Та новизна музыкальных текстов, которая была ранее им почти незнакома, вызывала у них отнюдь не протест или неприятие пока столь непривычной музыки. Скорее, наоборот.

Таким образом, при размышлениях о таланте и способах исполнения своих сочинений композитором иркутянином Владимиром Карпенко, мы убеждаемся, что в подобных встречах композитора с публикой заложена не только демонстрация его творческих достижений, но и возникновение тонкой обратной связи автора с многоликой аудиторией, что само по себе является благом для современного художника.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры