издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В чём виноват «верблюд»?

«Наркомания – реальная угроза России» – так называлась прошедшая в декабре научно-практическая конференция, в которой приняли участие не только учёные, но и профессионалы, совместными усилиями пытающиеся преодолеть это негативное явление: врачи, социальные педагоги, юристы и другие. Один из вопросов, поднимавшихся на конференции, – несовершенство уголовного закона как инструмента в борьбе с наркопреступностью.

Наркотики поступают в Россию, в том числе и Иркутскую область, в основном из других стран и регионов. Транзит смертоносного зелья осуществляют транснациональные преступные сообщества, а вырученные деньги они пускают на подкуп чиновников, финансирование террористических актов и других тяжких преступлений. В законе отдельной уголовной ответственности за транзит отравы не предусмотрено – это явление растворяется в понятии «перевозка».

До декабря 2003 года незаконная перевозка наркотиков приравнивалась к сбыту. Соответственно, максимальное наказание за их хранение без цели сбыта могло составить 3 года, а за перевозку – 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Но четыре года назад в закон были внесены изменения: теперь перевозка наркотиков без цели сбыта наказывается так же, как хранение. А уголовная ответственность за транспортировку опасного яда с целью продажи не предусмотрена вовсе. Насколько соответствует такое положение вещей приоритетам борьбы с наркотизацией населения? Давайте посмотрим.

Гражданин Таджикистана Джунайтов обвинялся в контрабанде и приготовлении к сбыту наркотиков. Находясь в Душанбе, он проглотил 33 капсулы с 400 граммами героина. Прибыв авиарейсом в аэропорт Иркутска, пассажир, таким образом, переместил наркотик, находящийся в его желудке, через таможенную границу. Пройдя таможенный контроль, Джунайтов ожидал получателя «груза» в здании иркутского аэровокзала, и, не дождавшись, сам отправился на его поиски. С этой целью он проехал до рынка «Автоград», где был задержан. В судебном заседании Джунайтов вину в приготовлении к сбыту наркотических средств не признал. Пояснил, что дал согласие только на перевозку героина в своём желудке (таких людей называют «верблюдами») за вознаграждение в 500 долларов США. Вознаграждение ему должен был выплатить получатель, с которым они разминулись.

Похожая история произошла с неким Кенжаевым, который перевёз из Таджикистана в Иркутск, также в собственном желудке, 22 контейнера, где находилось 207 граммов героина. В зале прилёта иркутского аэропорта Кенжаев был задержан, а героин у него изъят. Из показаний задержанного следовало, что он решился на перевозку яда таким опасным способом вынужденно, под угрозами земляков по имени Хамид и Рахмон, которым он задолжал 1000 долларов США. В противном случае Хамид и Рахмон угрожали вырезать всю семью Кенжаева. В Иркутске «верблюд» должен был отправиться на Центральный рынок и ожидать, что его встретят, узнав по одежде. Никаких имён и адресов ему якобы не называли.

Суд не нашёл в действиях «гостей», прибывших в Иркутск из Средней Азии, приготовления к сбыту наркотического средства – отсутствовали доказательства, подтверждающие преступный умысел наркокурьеров. Курьер не является собственником героина, он лишь выполняет функцию перевозчика – и не более того. Сбытчиком же, по существу, является тот, кто отправил наркотик в желудке «верблюда». Примеры можно продолжить.

Давайте посмотрим, на кого больше похожи эти нежеланные на иркутской земле «гости» – на наркозависимых, которые взяли несколько доз дури про запас и поехали к друзьям, чтобы «вмазаться» за компанию, либо на тех, кого называют представителями наркосиндиката.

Как закон решает этот вопрос? Начнём с того, что вес одного «чека» (разовая доза, включающая героин как таковой, плюс наполнители) составляет в среднем 0,01 грамма. Того, что перевозил каждый из «верблюдов», хватило бы на 30 тысяч доз. И то, если героин не разбавлять (а его разбавляют в любом случае).

Как видно из материалов приведённых дел, виновные прекрасно понимали, что везут не папиросу с гашишем, а тысячи доз героина. Они прятали порошок в желудках, рискуя при этом своими жизнями, для того чтобы передать этот ценный товар опасным преступникам, которые, в свою очередь, раздадут наркотик мелким дилерам для продажи. Если бы не подобные Кенжаевы и Джунайтовы, то героин не попадал бы в нашу область из соседних стран и регионов, и колоться было бы просто нечем (то есть имеется причинно-следственная связь между действиями обвиняемых и тем, что тысячи молодых людей сидят на игле). Кроме того, как курьеры могли не знать, кому они должны отдать наркотики? Героин стоит сотни тысяч долларов, и в случае потери такого ценного груза, по словам самих же перевозчиков, у них были бы большие неприятности. Можно себе представить, что грозит тем, кто потерял деньги мафии! А если встречающий курьера сломал ногу, умер, депортирован, уже сидит в тюрьме и т.п.? Должна быть подробная инструкция на случай, если «верблюда» с драгоценным грузом не встретят. Но так или иначе, все сомнения толкуются в пользу обвиняемых.

Теперь ответим на второй вопрос – о наказании. Максимальное наказание за перевозку без цели сбыта наркотиков в особо крупном размере – 10 лет. Если перевозка осуществлялась для дальнейшей продажи, то на уголовно-правовом языке это звучит как «приготовление к сбыту наркотических средств в особо крупном размере» и наказывается… точно так же: максимум 10 лет.

Согласитесь, такое наказание не отражает степени общественной опасности совершённых преступлений. А сложности толкования положений закона, мягко говоря, не способствуют успеху борьбы с международным наркобизнесом. Неудивительно, что многие учёные предлагают внести изменения в Уголовный кодекс РФ: за транспортировку оптовых партий наркотика следует наказывать как за сбыт.

Одно можно сказать с уверенностью: подобные поправки пошли бы на пользу борьбе с наркотизацией молодёжи.

Александр КРЮКОВ, старший преподаватель юридического института Иркутского госуниверситета

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры