Уроки Михаила Горячкина
29 декабря прошлого года ему исполнилось бы 100 лет, а ушёл он из жизни, не добрав двух дней до своего восьмидесятилетия. Михаила Дмитриевича Горячкина хорошо помнят журналисты и активисты печати всей области. Но особую любовь и уважение он снискал в городе горняков: многие годы был предан своей родной газете «Черемховский рабочий» - воспреемнице «Красного углекопа» двадцатых годов прошлого века, где осваивал журналистику юнкором.
В одной из анкет о трудовом стаже оставил запись: «Июнь 1926 года — август 1927 года — пионерский работник железнодорожной школы».
Руководивший в то время Черемховским уездным комитетом РKCM Иван Пантелеймонович Трибунский в своей книге «У трудных дней пощады не просили», изданной в 1982 году «Восточно-Сибирским книжным издательством», с теплотой отзывался о юном Горячкине:
«Миша шустрый, сметливый парень, главный заводила во всех делах сверстников-ребятишек с железнодорожной станции Черемхово. Когда в городе стали зарождаться первые пионерские отряды, кому, как не ему, признанному вожаку, поручить возглавить отряд детей железнодорожников? Так и решил Черемховский райком комсомола. Миша загорелся: работа как раз в его духе».
Профессия газетчика заинтересовала и увлекла его, вдохновила всерьёз заняться самообразованием. Но прежде чем стать профессиональным журналистом, он получил рабочую закалку: рабочим на ремонте железнодорожного пути, коногоном на шахте «Октябрина». В ряды ВКПб вступил в 1930 году. Прослужив два года в отдельном батальоне связи СибВО, был выдвинут корреспондентом краевой газеты «Советская Сибирь». Два года заведовал отделом промышленности городской партийной газеты «Черемховский рабочий». С должности заместителя редактора этой газеты Михаил Горячкин в июле 1941 года был мобилизован на Забайкальский фронт.
Служил политруком и секретарём партийного бюро в 381-м батальоне аэродромного обслуживания ЗабВО, затем был назначен заместителем редактора газеты «За Победу» 298-й стрелковой дивизии. А когда Kpacная Армия повела наступление на японских самураев, Горячкин, являясь заместителем редактора газеты «В бой на врага», в составе 209-й стрелковой дивизии одолевал сопки Маньчжурии. Монголия и Китай были двумя странами заграничного пребывания Михаила Дмитриевича.
Демобилизованного старшего лейтенанта политсостава с орденом Красного Знамени и медалью «За победу над Японией» бюро Черемховского горкома ВКПб, членом которого он был избран вскоре, утвердило редактором родной газеты, которую он возглавлял в течение 15 лет.
Совпало так, что в октябре 1953 года к только что окончившему заочно Московскую высшую партийную школу М.Д. Горячкину я, студент-недоучка, получивший академический отпуск после первого курса горного факультета ИГМИ, обратился с просьбой о временном трудоустройстве. Внимательно выслушав меня, Михаил Дмитриевич произнёс: «Принимаю тебя литературным сотрудником». Однако «временное» трудоустройство обернулось для меня двенадцатилетним сотрудничеством с «Черемховским рабочим». Именно там мне пришлось пройти редакторскую школу Михаила Горячкина.
Где бы редактор «Черемховского рабочего» ни находился в день сдачи в печать очередного номера газеты: на заседании бюро горкома партии, на сессии ли городского Совета депутатов трудящихся, — он торопился в редакцию, чтобы самостоятельно от первой до последней строчки вычитать четыре газетные полосы. Неизменным его увлечением был субботний выпуск «Черемховского крокодила» и непременно с его заглавным материалом, особенно в канун очередной городской партийной конференции. Он мог смело покритиковать председателя горисполкома Г.А. Сафронова за упущения в благоустройстве города, любого хозяйственного руководителя, по вине которого срывались государственные планы. Многие его фельетоны начинались с мифологических сюжетов. Кроме одного — «Как из сына вырос свин» — о распоясавшемся чаде городского прокурора. Этот фельетон был перепечатан центральным «Крокодилом».
Он черпал объективные факты из обильной редакционной почты, из постоянного общения с горожанами. И не только констатировал факт, а тщательно проверял его, исследовал, анализировал. Поэтому не ошибался, смело выступал с трибуны.
Творческие уроки Горячкина пригодились мне, когда я сам редактировал районные газеты в Чуне, Иркутске и городскую газету в Шелехове. Навыки ответственного редактирования обрели у Михаила Дмитриевича ныне покойные его заместители Михаил Самойлов, Владимир Черняховский, тоже подготовившие достойную смену себе, а также сотрудники «Черемховского рабочего»: бухгалтер Мария Егорова, корреспондент Галина Бессонова, много лет редактировавшие многотиражную газету на свирском заводе «Востсибэлемент».
В годовщину его смерти хочется вспомнить Михаила Дмитриевича Горячкина добрым благодарственным словом.