Вне конкуренции
Но не всегда с прибылью остаются иркутские предприниматели-инноваторы
Уходящий год стал урожайным на новые предприятия. В Иркутской области их было создано более трёх тысяч. Особенно активно развивалась сфера малого предпринимательства. Начала меняться и сама структура малого бизнеса. Заметно снизилась доля ранее популярных предприятий в области торговли и туруслуг. Стартовать с нуля с подобным бизнесом в этом году стало крайне дорого. Теперь в поиске свободных ниш предпринимательская инициатива чаще идёт на экспромты с разной степенью успешности. В том, что происходит с момента возникновения бизнес-идеи до её реализации, разбирались ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА и КСЕНИЯ ДОКУКИНА.
Креатив эконом-класса
Пенсионер из Братска Вячеслав Давыдов семь лет назад справедливо предположил, что производство гигиенических стелек из бересты — сегмент, свободный от конкуренции. На своём «Москвиче» братчанин объездил в поисках бересты гладкоствольной берёзы Красноярский край и Иркутскую область и договорился о поставке сырья. За эти семь лет пенсионер обзавёлся мастерской, изготовил три тысячи пар берестяных стелек и вложил в своё дело два миллиона рублей собственных сбережений. На государственную помощь новоиспечённым предпринимателям надеяться не приходится. В следующие четыре года на поддержку малого бизнеса в Иркутске, где сосредоточено более половины малых предприятий (МП) региона, администрация города рассчитывает потратить 34,5 млн. рублей, в то время как средняя сумма одного кредита, который выдаётся МП в Иркутске, по информации банков, равна 6 млн. рублей. По словам Вячеслава Давыдова, его идее не хватает средств на раскрутку. «Мягко говоря, я плохой бизнесмен, потому что пока так и не получил прибыли, — признаётся пенсионер. — Мне бы найти человека, который разбирается в экономике». Сейчас братчанин получил патент на свой проект и продолжил поиски опытного менеджера.
Заставить идею приносить доход попытался и фермер из посёлка Куйтун Юрий Свистунов. Четыре года назад энтузиаст приобрёл в Москве три страусиных яйца — по 240 долларов за штуку. Две самки и самец — «большие курицы», как называет их сам хозяин, обитают в специально построенном деревянном загоне с отоплением, питаются зерном, капустой и морковью и, когда тепло, прогуливаются по участку. По словам Юрия Свистунова, полгода назад африканские птицы отказывались приносить потомство из-за конфликта в страусиной семье. Сейчас семейная ситуация наладилась, но в посёлке появились проблемы с электричеством, и будущим птенцам не хватило тепла, чтобы вылупиться. «А так всё нормально, бегают птички», — сообщил любитель экзотики.
Между тем в Иркутске куда успешнее продвигают скорее не экзотичные, а романтичные бизнесы, рассказала исполнительный директор Иркутского агентства развития бизнеса Марина Мрачковская. Среди «недорогого» креатива она выделила печать рекламы и поздравлений на лепестках роз. На специальный аппарат предприниматель затратил не более 30 тыс. рублей, инвестиции очень быстро окупились, и теперь он делает деньги «из воздуха». Ещё один вид «экономичного» бизнеса — строительство частных горок, где за катание взимается плата. Как уверяет Марина Мрачковская, за зиму такие горки окупаются несколько раз.
Счёт с нуля
И всё-таки стартовать с нуля без начального капитала можно лишь в исключительных случаях, уверены эксперты. Не так уж много средств требуется для того, чтобы заняться консалтинговой или образовательной деятельностью: здесь первичным капиталом можно считать хорошее образование и знания, считает директор Иркутского агентства развития бизнеса Владимир Снегирёв. Бытовые услуги, в частности ремонт и пошив одежды, тоже не требуют на начальном этапе больших инвестиций. С 2005 по конец 2007 года доля малых предприятий в сферах образования, здравоохранения, социальных и персональных услуг от общего числа МП (11,852 тыс. предприятий) в регионе увеличилась с 2,9% до 3,5%, свидетельствует Иркутскстат. Именно в этих сферах, по наблюдениям специалистов, активизируются предприниматели. Значительная часть новых бизнесов возникает в области операций с недвижимостью. За три года этот вид деятельности перетянул на себя 5,5% предприятий в общем числе МП. Собеседники «Конкурента» связывают это с кажущейся простотой ведения риэлторского бизнеса: быстрая прибыль при незначительных затратах ресурсов.
Тем временем ранее развивавшаяся оптовая и розничная торговля потеряла в течение последнего года более 5% удельного веса в структуре МП области, хотя по-прежнему лидирует по этому показателю, — 42, 23 %. «Люди полагают, что проще всего начать бизнес в торговле, но там уже существует высокая конкуренция, — поясняет внештатный советник губернатора по вопросам предпринимательства и инновационной деятельности Алексей Альмухамедов. — Те, кто сейчас начинает своё дело в этом направлении, обычно быстро разоряются». Нелучшие времена переживает сфера гостеприимства. Она, так же как и торговля, сдала в весе. На конец декабря 2007 года её доля равна 1,73%, что почти на полпроцента ниже прошлогоднего результата. Данные статистики подтверждает Марина Мрачковская: «Сейчас на иркутском туррынке много бизнесов продаётся: эта ниша заполнена, кроме того, снижается количество въездных туристов. Начинать в регионе турбизнес с нуля было бы глупо». Владимир Снегирёв считает, что создавать ресторанное дело сейчас тоже бесперспективно. «Входной билет» на этот рынок дорого обойдётся бизнесмену. Минимальный стартовый капитал, необходимый для открытия заведения общепита, — 10 млн. рублей, подсчитал Владимир Снегирёв.
Мозговой штурм
На статистику могут закрыть глаза те, кто выходит на рынок с инновационной идеей, уверен Алексей Альмухамедов. Хотя чаще всего креативные бизнесмены предпочитают не «изобретать велосипед» в уже развитых сферах, а разрабатывать собственные. Причём наибольший шанс получают постиндустриальные проекты. Один иркутский предприниматель придумал продавать возможность виртуально участвовать в посадке дерева на берегах Байкала. Клиент платит деньги за то, чтобы компания посадила дерево с именной табличкой и сообщала о том, как оно растёт. Несмотря на всю кажущуюся абсурдность проекта, бизнес заработал, рассказал Алексей Альмухамедов. По его словам, здесь важен виртуальный образ товара, а не сам продукт.
Примеры местного инновационного бизнеса можно пересчитать по пальцам. Директор Регионального центра развития инновационной деятельности Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) Евгений Семёнов назвал менее десятка уже работающих проектов. Два из них относятся к сфере информационных технологий. Фирма «Сиско Софт» производит устройство под названием «тонкий клиент» — весь компьютер в одном мониторе. С одной стороны, в этом нет ничего уникального, но в Иркутске этим больше никто не занимается. В администрации Братска компания установила информационный справочник, по виду напоминающий кассу для приёма платежей. На табло устройства отображаются часы приёма чиновников и другая актуальная информация. В одной из больниц Шелехова «тонкий клиент» заменил регистратуру.
Инновационные бизнесы развивают также в сферах строительства и ЖКХ. К примеру, предприятие «Техрасс» создало жидкость на основе кальция для топления льда. Эта компания использовала принадлежащий ей ресурс — месторождение кальция. Ею же разработана добавка в бетон, которая позволяет заливать бетон при достаточно низких температурах. Ещё один новаторский проект принадлежит фирме «Восток-Тор». Это технологический комплект с видеокамерой для нанесения восстанавливающего покрытия трубопровода, которое позволяет ремонтировать трубу, не заменяя её и производя раскопки только в одном месте.
Ангельское поведение
Где инновации — там значительные инвестиции, подчёркивают эксперты. В обмен на долю собственности компании венчурные фонды вкладывают в бизнесы не менее 500 тыс. долларов. В Иркутской области далеко не все инновационные проекты нуждаются в таких деньгах. На начальных стадиях бизнеса, где не требуются глобальные вложения, с местными инновационными проектами готовы работать региональные частные инвесторы — бизнес-ангелы. У «ангелов» вполне земной интерес к таким разработкам: после доведения дела до ума они продают предприятие венчурным фондам. В последнюю неделю декабря в Иркутске была создана Байкальская ассоциация бизнес-ангелов. Иркутские инвесторы собираются взять под своё крыло проект по производству принципиально новых стройматериалов.
Единственный механизм государственной поддержки инновационного бизнеса в области — это ежегодный конкурс инновационных проектов, который проводит департамент инновационной деятельности, науки и высшей школы. Максимум, на что может рассчитывать изобретатель, — миллион рублей в год. Ежегодно на помощь разработчикам выделяется порядка 15 млн. рублей. Но на эти деньги инновационный бизнес сделать невозможно. Обычно выигранные средства идут на получение опытного образца, завершение НИОКР или патентование.
Впрочем, проблема финансирования не главный тормоз развития малого бизнеса, в частности, инновационного. В этой сфере зачастую предлагается не то, что действительно нужно городу. Эксперты сомневаются, что иркутяне испытывают острую необходимость в скрубербуберном агрегате для обогащения золотоносных песков. Другая часть проектов интересна, но оторвана от реальности, как, например, электрический однорельсовый транспорт для перевозки туристов на Байкал. В сложившейся ситуации региональные предприниматели продолжают идти по накатанным путям и продавать то, что произвели, а не придумали.