издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под перезвон седых колоколов

Вампиловцы успешно выступили в Москве на V Международном театральном форуме «Золотой Витязь»

Боязно пророчить, но, похоже, без иркутян этот Всеславянский фестиваль служителей Мельпомены впредь уже просто непредставим. И областной театр юного зрителя имени А. Вампилова, и городской театр народной драмы, не впервые участвуя в столь масштабном театральном событии, всякий раз и каждый по-своему стараются оправдать надежды и ожидания его организаторов. И, что ещё важнее, зрителей, год от года закрепляя их доверие к яркому сценическому творчеству сибиряков, чьи поиски ведутся в русле животворных традиций русского психологического театра.

Приоритеты «Золотого Витязя» определяют его особое место в ряду других фестивалей, проходящих в стране и за рубежом. Собственно, всё сказано девизом: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». Цель столь же высокая и достойная, сколь и трудно реализуемая. Тем более в пору, когда «друг друга глуше стали слышать души».

По замечанию остроумца, мир – это театр, в который каждый входит со своим репертуаром. Развернув метафору, справедливо будет отметить подлинную демократичность афиши форума, где русская и мировая классика соседствуют с драматургией двадцатого века, вплоть до самой современной отечественной и зарубежной. Так что посрамлены будут скептики, заведомо предполагающие увидеть нечто постно-скучное и монотонно-однообразное в рамках воображаемой «зауженной тематики». В сущности, никаких ограничений по жанрам, авторам, выбору материала и способов его интерпретации. Табуированы лишь зломыслие, пошлость, тайный ли, явный вызов провозглашаемым человеческим ценностям. Короче – деструктивность. На открытии «Золотого Витязя» об этом проникновенно и исчерпывающе сказал владыка Кирилл:

– Я живу шестьдесят один год на свете, и когда меня недавно спросили, что мне в жизни не удалось сделать, я ответил: узнать самого себя. Не могу в себе разобраться. Думаю, что и многие могут сказать то же самое. Очень трудно анализировать то, что происходит в глубине собственной жизни. Мы всё-таки устроены Богом так, что наш взор идёт вовне, а не вовнутрь… Умная пьеса, умная театральная постановка через зримые образы помогает нам открыть глаза на самих себя. Совершенно очевидно, что зримые образы могут быть добрыми и злыми. Если они злые, если идеи разрушительны, если театр толкает человека в пучину греха, то это не искусство. Это антиискусство. Но если, соприкасаясь с театром, с изобразительным искусством, с литературой, с замечательными кинообразами, мы начинаем лучше понимать самих себя и отыскиваем пути к самосовершенствованию, то это и есть явление высокой культуры – силы, которая культивирует человеческую жизнь, облагораживает её и возвышает. Мы с вами прошли через огромные турбуленции 90-х годов, поднявших на поверхность так много мути, и грязи, и пены. Вот дай Бог, чтобы вся эта пена как можно быстрее ушла из нашей жизни. В том числе – из нашего театрального искусства.

Иркутский ТЮЗ в известном смысле, можно сказать, материализовал это пожелание. Частично, понятное дело, но зато весьма наглядно. Вампиловцы показали свой конкурсный спектакль на седьмой день фестиваля. Представляя публике коллектив сибиряков, президент МОК и главный вдохновитель «Золотого Витязя» народный артист России Николай Бурляев акцентировал внимание на том, что «трижды лауреат Международного театрального форума театр имени Вампилова побил все рекорды по численности»:

– Я сейчас был за кулисами и поражён тем, что увидел там больше ста участников спектакля, и 87 актёров сейчас выйдут к вам и покажут «Легенды озера Байкал».

Зал зааплодировал. Причина такой «досрочной» его благодарности легко объяснима. В течение недели в программе преобладали моноспектакли. Что, в свою очередь, вызвано отказом государства в лице Министерства культуры финансировать на этот раз фестиваль – впервые за 16 лет активного и плодотворного существования «Золотого Витязя». В последний момент плечо подставили спонсоры и меценаты, и праздник единомыслия театральных деятелей России, Украины, Белоруссии, Болгарии и Сербии не был сорван. Но театры, естественно, уже не успевавшие перестроиться на ходу, делегировали своих представителей по минимуму. Особенно из-за рубежа. Отсюда и соотношение: 9 спектаклей так называемой большой формы (причём семь – столичных театров, а периферия показала только два, и оба с берегов Ангары) и 13 спектаклей малой формы.

Соответственно работали и два жюри, среди членов которых известные народные артисты (Раиса Недашковская, Ада Роговцева, Маргарита Терехова), драматурги, критики, священники, а также писатель – наш земляк В.Г. Распутин (в «малом» жюри). И вот председатель «большого» жюри Н.П. Бурляев приглашает к микрофону директора и художественного руководителя Иркутского областного театра юного зрителя Виктора Токарева. Он после краткого приветствия от имени своего коллектива и жителей «той дивной местности, той почвы колдовской», что зовётся Приангарьем, совершает по установившейся у вампиловцев традиции под аплодисменты публики ритуал окропления чистой и прозрачной, как слеза, водой Байкала сцены и кулис театра Содружество актёров Таганки. А Николай Бурляев, дабы не пропала даром ни одна драгоценная капля живительной влаги, расплескал остатки её, к дружному смеху и овациям зала, прямо на зрителей первых рядов по принципу «на кого Бог пошлёт». Что вызвало бурное оживление и радостные возгласы тех, кто ощутил брызги священной водицы на своём лице.

Но тут зазвучали мощные аккорды прекрасной музыки иркутского композитора Владимира Соколова к «Легендам озера Байкал», и шум в зале мгновенно стих. Поразительно, что взрослая аудитория с какой-то детской заворожённостью впитывала краски и звуки развернувшегося постепенно во всю ширину и глубину сценической площадки необычного действа. Больше года с любовью работали над его литературной основой режиссёр-постановщик Виктор Токарев и завлит Лина Иоффе, сплавляя в единый сюжет мифы и предания разных народов, издавна обживавших байкальские берега и окрестные таёжные просторы.

Драматизм конфликта седого батюшки Байкала (засл. арт. РФ Николай Кабаков) с гордой своенравной Ангарой (арт. Дарья Садовская), ослушавшейся воли отца ради избранника сердца могучего Енисея (арт. Александр Гаврилов); романтика любви двух сыновей шаманки Аюны (засл. арт. России Галина Проценко), сумевших отвагой и самоотверженностью покорить хозяйку баргузинской тайги Хэтэн (арт. Алёна Партысь) и её сестру Туяну, Зарю-заряницу (арт. Елена Ивочкина); доблесть меткого охотника Гомбо (арт. Олег Тупица), готового ценой жизни добыть для спасения брата Бадмы (арт. Тимур Мухаметшин) целебные рога горного барана Огайло, – всё плавно переплетено и связано в тугой узел сюжета. Одушевлённые силы природы, в числе которых байкальские ветры Баргузин (засл. раб. культуры РБ арт. Владимир Безродных), Култук (арт. Сергей Кузнецов), неукротимая Сарма (арт. Ольга Дерфлер), озёрная и полярная чайки (арт. Наталия Маламуд и Татьяна Чадина), жених Иркут (арт. Михаил Цыбань) и друг Хозяина моря остров Ольхон (арт. Вячеслав Степанов), маленькие речки (учащиеся студии пластики и танца «Мотылёк» при ТЮЗе), а ещё свита, слуги, наездники, борцы, музыканты и певцы…

Величественная панорама! Она пронизана страстями вполне человеческого свойства, исподволь внушая мысль о необходимости гармонизации всего сущего в мире. А разве это возможно вне понятий добра и благородства людских помыслов и поступков? Содержательность и сплав этики с неповторимой эстетикой спектакля, сотканной из множества компонентов, явно покорили зрителей. Таким богатством и разнообразием сказочных костюмов, абсолютно уникальных по исполнению, с эксклюзивной чеканкой, составляющих стилевое единство вкупе с декорациями, световыми и голосовыми эффектами, публика не избалована. Усиливает эмоциональное впечатление, делая его незабываемым, авторская музыка. И, конечно, только в тигле режиссёрской фантазии Виктора Токарева постановка смогла органично соединить усилия артистов ТЮЗа, Театра пилигримов и ансамбля песни и танца «Улааз лай». Публика на поклонах стоя приветствовала театр.

Через день вампиловцы снова в полном составе вышли на ту же сцену. В зале, вмещающем более семисот человек, нет ни одного свободного местечка. Но какая чуткая тишина воцарилась в нём с первыми нежными звуками мелодии М. Глинки, предваряющей пушкинскую сказку «Руслан и Людмила». Эту постановку Виктора Токарева, выдержавшую уже сотню аншлаговых представлений, театр сыграл на форуме вне конкурсной программы. Сыграл благотворительный, по сути, спектакль для детей-сирот с необычайным подъёмом, на одном дыхании, ощущая жадное, всепоглощающее внимание малышей и подростков, доверчиво, целиком погрузившихся в противостояние героев коварным злокозням нечисти. Счастливые минуты! Да, как одно мгновение воспринимаются по обе стороны рампы подобные встречи покорённой аудитории с художниками сцены. Уловив настроение детворы, которая никак не хотела расставаться с актёрами, Николай Бурляев благодарно заключил режиссёра в объятия, после чего спросил ребят: «Вернётесь к себе, будете теперь читать сказки Пушкина?» «Будем!» – дружно выдохнул зал, лицезревший в ходе спектакля и «самого» поэта, и Кота учёного.

– Иркутяне произвели своими «Легендами» настоящий фурор, – убеждённо заявили москвичи Ольга Васильева и Дарья Моргунова.

– Поздравляем, поздравляем! Молодцы, земляки, гордимся вами! – подходили после первого спектакля бывшие иркутяне, обосновавшиеся в столице.

– Можно только позавидовать жителям Иркутска, как взрослым, так и детям. Счастливчики! Для них ставят такие удивительные спектакли, они могут наслаждаться такой невероятной, неслыханной красотой! – мнение гостьи столицы из Мурома инженера-газовика Татьяны Коротиной.

А вечером того же дня и на той же сцене состоялось закрытие форума. Ахиллесова пята любых аналогичных фестивалей – невозможность посмотреть работы своих коллег. Про разность весовых категорий на условном ринге конкурсного показа и говорить нечего. Столичные театры априори имеют преимущество уже по одному тому, что выступают на собственной сцене, в привычных условиях. Театрам из провинции, если позволительно зачислить в этот ряд коллективы Санкт-Петербурга, а также Иркутска (народная драма), г. Скопина Рязанской обл., и другим гостеприимно предоставил свои подмостки Московский драматический театр «Камерная сцена» М. Щепенко.

Подлинным триумфатором форума стал на этот раз Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. Во-первых, уже на открытии его художественный руководитель народный артист СССР Владимир Андреев был награждён золотой медалью имени Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». А в заключительный день театр пополнил свои почётные трофеи сразу двумя статуэтками «Золотого Витязя»: главного приза жюри удостоило спектакль «Фотофиниш» по пьесе П. Устинова с В. Андреевым в главной роли (постановка Сергея Голомазова) и спектакль малой формы «Не для меня…» В. Гуркина (кстати, тоже иркутянина в прошлом) творческой мастерской «Тест» под руководством В. Андреева (постановка Вадима Данцигера).

Год назад фестиваль назвал 36 лауреатов и призёров, в число которых попал и наш ТЮЗ, собравший на «Сарафановых» по пьесе А. Вампилова «Старший сын» двухтысячный зал Театра Российской Армии. Это к тому, что перечислять награждённых и на сей раз пришлось бы долго. Гораздо важнее, наверно, отметить, что иркутяне чувствовали себя своего рода именинниками, поскольку не сходили, что называется, с языка Николая Бурляева. Да и отмечены были по достоинству. Вампиловцы получили три диплома «Золотого Витязя-2007»: персонально режиссёр-постановщик Виктор Токарев, а ещё ТЮЗ награждён за лучшие декорации и костюмы, и за лучшее музыкальное оформление «Легенд озера Байкал» – композитор Владимир Соколов. Коллеги из народной драмы, представившие обрядовый спектакль «Сибирская свадьба», получили дипломы за исполнение ролей, где особенно блеснул мастерством засл. арт. России Вадим Дейнеко. А первый и главный «Золотой Витязь» приедет в Иркутск вместе с Валентином Распутиным, которому эта награда присуждена «За сохранение слова в русской литературе».

Оптимистичен и главный итог форума: «Золотой Витязь» будет жить!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры