В погоне за праздником
В предновогодней суматохе иркутяне сметают с прилавков любые подарки
В двадцатых числах декабря иркутяне приступили к атаке магазинов. Первыми были взяты сувенирные лавки. Затем потребительский ажиотаж переместился в магазины техники и спорттоваров. Группу «трудносохраняемых» презентов — домашние животные и алкоголь — покупатели собираются захватить в последние пять дней генерального сражения за подарки. Сколько на массовом шопинге заработают владельцы магазинов и почему большинство иркутян предпочитает количество подарков их оригинальности, выясняли ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА и КСЕНИЯ ДОКУКИНА.
Мышиный рынок
Первое, что приходит на ум покупателю подарка к этому Новому году — крыса в любой модификации. Такой интерес продавцы объясняют просто: следующий год по восточному календарю пройдёт под знаком этого животного. Пользуются спросом и крысы-брелки, и игрушечные грызуны размером с человеческий рост. Мастера «хэнд-мэйда» быстро сориентировались и наладили производство мышей из ткани. Поклонники прогресса покупают механических мышек, которые бегают и предлагают сыр. Живые грызуны также пользуются популярностью пред грядущим Новым годом. Хорошо разбирают декоративных хорьков и морских свинок. Один молодой человек уже приобрел в подарок любимой девушке декоративных мышей, рассказали в одном из иркутских зоомагазинов. Основной наплыв покупателей животных ждут с 25 декабря.
В специализированных магазинах подарков признают, что в преддверии праздника возрастает спрос на все виды товаров без исключения, а объёмы продаж увеличиваются как минимум в три раза. «Именно в декабре многие покупатели, как сумасшедшие, берут всё скопом. Это так называемая «первая покупка»: вещь долго стояла, а приобрели её именно под Новый год», — рассказала менеджер по рекламе магазина «Le Futur» Алёна Жилина. Так, например, в этом магазине недавно была продана лампа, озонирующая воздух, за 17 тыс. рублей. Иркутяне вообще падки на предметы интерьера и посуду, отметили в магазине «Карс». Здесь одним из самых дорогих новогодних подарков стал столовый фарфоровый сервиз на 12 персон стоимостью 120 тыс. рублей. По наблюдениям продавцов этих магазинов, последний день декабря станет и последним днём сувенирного шопинга.
Иркутяне озаботились и предновогодним оснащением для самых маленьких: в продаже появились ползунки-смокинги, рассказала маркетолог магазина «Детский мир» Наталья Гаврилова. Среди детей постарше популярны новогодние костюмы, причём мальчики больше подвержены влиянию моды: они чаще всего выбирают наряд Человека-паука. Девочки предпочитают классику: костюмы Золушки и Белоснежки. Некоторые родители не заморачиваются и дарят детям деньги. «Как-то у нас упаковывали презент для 6-летнего ребенка — 500 евро», — рассказала старший флорист магазина «Цветы на Заморской» Юлия Булгакова.
Неравнодушные покупатели
Часть иркутян бежит за подарками целенаправленно. Эти люди заранее продумывают презенты для близких. Сотовые телефоны и mp3-плееры признаны одними из самых популярных подарков к Новому году. В период с 10 по 31 декабря объём продаж в магазинах техники возрастает, по разным оценкам, в полтора-два раза. В «Цифрограде» самый дорогой новогодний подарок был куплен для любимой девушки — имиджевый телефон за 40 тыс. рублей. А в «Связном» покупатель потратил на сотовый для своей пассии 22 тыс. рублей. Средний покупательский чек в магазинах цифровой техники, по подсчётам маркетологов, в этом году составил 6-10 тыс. рублей.
В Иркутске растёт популярность спортивных подарков. Их покупают в основном для молодых друзей и родственников. В «Триал-спорте» новогодние презенты разделяют на две категории: аксессуары (очки, рюкзаки), примерная стоимость которых равна двум тысячам рублей, и крупные дорогостоящие подарки (лыжи, коньки, сноуборды), на которые тратят около десяти тысяч рублей. Технический директор магазина «Лидер-спорт» Вячеслав Махмудов говорит, что в предновогодние выходные выручка спортивных магазинов увеличивается примерно на 30 %.
Сложность выбора
Менее одного процента иркутян делают «шаг в будущее» в новогодние праздники и дарят гаджеты — многофункциональные узконаправленные технические штучки. Число покупателей таких предметов в этом году увеличилось в 2,7 раза, а объёмы предпраздничных продаж — минимум втрое. «В обычный день магазин продаёт товара на 30 тысяч рублей, в декабрьский — на сто тысяч», — сообщили в «Le Futur». Средняя сумма, которую оставляет в магазине один клиент — 6-8 тыс. рублей.
Хиты продаж — рамки для фотографий с возможностью записать голосовое поздравление, такие вещи внуки любят дарить бабушкам, а также рамки-левитоны, которые держат снимки в воздухе на магнитном поле. Среди покупателей-мужчин популярны открывашки «Экстаз». Эти гаджеты стонут при использовании. Студентам, которым сессия актуальнее Нового года, покупают ручки с невидимыми чернилами. Иногда покупатели сами не до конца понимают назначение таких гаджетов. «Недавно двое мужчин с час разглядывали кубический телефон, который не похож на телефон и вообще ни на что не похож, а потом приобрели себе по одному такому устройству. Наверное, решили разобраться дома», — рассказала Алена Жилина. Ощутив на себе всю сложность выбора подарков, покупатели дарят генераторы решений — эти предметы стали лидерами продаж перед Новым годом.
Ценители старины отправляются за новогодними подарками в антикварные салоны. Это подарки для избранных людей с развитым эстетическим вкусом, считает директор салона-магазина «Антиквар» Сергей Снарский и отмечает, что с каждым годом число таких людей в Иркутске растёт. Хотя пока это всего 2-3% жителей города. Основную часть клиентов антикварных магазинов составляют менеджеры средней руки в возрасте 30-40 лет. Как рассказал Сергей Снарский, недавно была куплена подкова начала XX века «на удачу». Ещё одна из последних покупок на Новый год — патефон с пластинками. «Ради шутки, конечно. Но он в рабочем состоянии». Блеснуть эстетическим вкусом иркутянам обходится в среднем от 500 до 10 тысяч рублей. Часто покупают монеты, подсвечники на стол, иконки — но это уже ближе к рождеству. Продавцы отмечают, что женщины покупают подарки чуть чаще, но мужчины оставляют более значительные суммы.
Снегурочка в подарок
Некоторые иркутяне дарят в качестве подарка сам праздник. Жители города предпочитают в индустрии этих развлечений готовый продукт — стандартный сценарий праздника. Обычный набор, предлагаемый аниматорами: Новый год в классическом, немецком, латинском, японском стилях, а также праздник в духе французского кабаре, — перечислила директор агентства «Априори» Юлия Александрова. В последнее время взрослые на Новый год, по её выражению, любят впадать в детство. Для них организуют утренник, на котором господа рассказывают стихи, поют песни, водят хороводы. К слову, для самих детей часто устраивают семейный спектакль с участием ростовых кукол стоимостью от 12 тыс. рублей. Здесь тоже используют готовые сценарии: Шапокляк с Дедом Морозом и Снегурочкой, Незнайка, Пеппи Длинныйчулок. Новинка этого года — спектакль с Белладонной и Фунтиком, который, по мнению организаторов, символизирует уходящий год свиньи. Дуэт Деда Мороза и Снегурочки — один из наиболее экономичных вариантов. Их программа занимает от 15 минут до часа, а стоимость варьируется от 1,5 до 4 тыс. рублей. Взрослым уже мало одного Деда Мороза, для них устраивают шоу с участием этих персонажей, в котором задействованы все сотрудники агентства. Также у мужской части аудитории пользуется спросом Новый год в стиле плейбоя. «Но всё в рамках приличия», — подчеркнула аниматор.
Заказывать торжества на Новый год начали в конце октября. Сейчас самый бурный период, признаются сотрудники фирм. Иркутяне продолжат праздновать Новый год до 24 января — до этого числа в некоторых агентствах расписаны все дни. Прибыль агентств возрастает в этот период, по разным оценкам, в два-четыре раза. Взрослые праздники оцениваются в сумму от 20 до 300 тыс. рублей. Новый год аниматоры, как и продавцы подарков, называют самым урожайным на выручку временем года. Бюджет полноценного корпоратива, по словам директора агентства «Настоящий праздник» Валерии Смоляниновой, составляет от 60 тыс. рублей. Среди крупных клиентов — вузы, государственные организации. В качестве подарков на корпоративных вечеринках раздают «приятные мелочи», в частности, популярны подарочные сертификаты.
Декабрь год кормит
«Никаких принципиально новых подарков на грядущий праздник в этот раз не придумали, — резюмирует управляющий Агентством регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергей Лыков. — Последние несколько лет растёт сегмент дорогого кофе, шоколада и алкоголя». Иркутяне активно покупают подарки, которые «ударят» в голову. Как рассказала маркетолог ООО «Виноградная лоза» Юлия Железнова, людям в возрасте за 50 лет дарят обычно коньяк, знакомым до 40 лет — виски, в том числе премиум-класса по цене от 10 тыс. рублей. Несколько дней назад в подарок была приобретена бутылка эксклюзивного алкоголя — коньяк «Луи XIII» стоимостью почти 100 тыс. рублей. По словам маркетолога, прирост продаж в предпраздничный период достигает не менее 50%.
Всего на новогодней потребительской лихорадке розничные сети заработают в среднем 35% годового оборота, подсчитал Сергей Лыков. Ожидается, что в этом году в среднем россиянин потратит порядка 13,5 тыс. рублей на подарки. Это довольно много и по европейским меркам. С учётом разницы в уровнях жизни в столице и регионах иркутяне израсходуют на подарки вполовину меньше москвичей — 6-7 тыс. рублей. Ажиотаж в магазинах подогревается выплатой некоторым работникам 13-ой зарплаты, которая воспринимается как дополнительная и легко расходуется. «Люди сметают с прилавков без разбору даже самые бесполезные подарки, — говорит Сергей Лыков, — а потом расставляют их под новогодней ёлкой».