Призма Байкала
Уровень сработки озера будет пересматриваться
В следующем году Федеральное агентство водных ресурсов РФ намерено выпустить новые «Правила использования водных ресурсов озера Байкал и Иркутского водохранилища на Ангаре». Чиновникам предстоит принять решение — оставить жёсткую призму сработки озера в один метр или же вернуться к проектным отметкам Иркутской ГЭС, которые расширяют амплитуду ещё на 46 см. Более мягкий режим даёт явный экономический плюс всем водопользователям и водопотребителям, уверены иркутские энергетики. А лимнологи считают, что такой режим не угрожает Байкалу, ведь его естественные колебания достигали и двух метров.
Постановление Правительства РФ №234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» было принято 26 марта 2001 года. Призму регулирования озера установили в один метр. Максимум в тихоокеанской системе высот — 457,00 м, минимум — 456,00 м. Полезный объём сработки — 31,5 куб. км (0,14% от водной массы озера). До этого постановления режим Байкала регулировали «Основные правила использования водных ресурсов водо-хранилища Иркутской ГЭС». А в них были заложены другие цифры. Максимум — 457,4 м, минимум — 455, 54 м.
Колебания мнений
«При проектировании Иркутской ГЭС «МосГИДЭПом» рассматривались различные варианты энергетического использования озера, — пояснил «ВСП» заместитель главного инженера по гидротехнической части ОАО «Иркутскэнерго» Александр Огнев. — Сопоставление различных вариантов водно-энергетических и экономических расчётов позволило определить оптимальные отметки наполнения и сработки озера и водохранилища, которые обеспечивали эффективную работу ГЭС и экологический баланс. В годы со средней приточностью амплитуда оз. Байкал должна была составить метр, а в экстремальные — 1м 46 см. Проект позволял форсировать уровень озера Байкал на 50 см выше ныне существующей отметки в экстремальные по водности годы».
Руководство ОАО «Иркутскэнерго» уверено, что при установке метровой призмы была допущена ошибка. Эту точку зрения разделяют специалисты Лимнологического института СО РАН, Иркутского института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН. По мнению директора Института географии СО РАН, доктора географических наук Александра Антипова, минимальная отметка легко может быть опущена на 35-50 см без каких-либо вредных последствий для Байкала. Однако за жёсткую метровую «вилку» последовательно выступают власти Республики Бурятия, опираясь на мнение Байкальского института природопользования СО РАН.
Так, глава Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов заявляет, что естественная амплитуда Байкала с начала века до 1958 года (момент сдачи Иркутской ГЭС в эксплуатацию) составляет не более 80 см, а это означает, что метровая призма вполне оправданна. Аналогичные данные даёт и ежегодный доклад МПР 2006 года о состоянии озера Байкал. Иркутские энергетики, напротив, располагают информацией, что сезонные естественные колебания озера до строительства ГЭС достигали двух метров. Этой точки зрения придерживаются и учёные Лимнологического института СО РАН (ЛИН). По словам старшего научного сотрудника лаборатории гидрологии и гидрофизики ЛИН СО РАН, кандидата географических наук Валерия Синюковича, естественный режим озера с 1898 по 1958 год колебался в диапазоне двух и более метров.
Время наблюдений за озером ещё слишком мало, чтобы устанавливать жёсткую амплитуду, считают лимнологи. К примеру, якутские учёные из Института мерзлотоведения СО РАН установили, что уровень Байкала колеблется примерно в том же ритме, что и уровень якутских озёр. Каждые 150 — 180 лет эти озёра переживают экстремальное половодье, а каждые 100 — 150 лет — маловодье. Не считая внутривековых «скачков».
С 1958 года уровень Байкала колебался в средней амплитуде 113 см, отмечено в официальном докладе МПР. А за последние 12 лет разность составила 136 см. К примеру, в 1994 году озеро наполнилось до отметки 457,27 м. А спустя три года уровень упал почти на 1,3 м.
Вот уже семь лет ОАО «Иркутскэнерго» работает в амплитуде, заданной правительством, — один метр. Ни разу этот режим нарушен не был. Александр Огнев считает, что энергетикам банально везёт: по-настоящему экстремальной погодно-климатической ситуации пока не было. «Но если несколько лет подряд будет многоводье или маловодье, требования постановления станут просто невыполнимы, — уверен Александр Огнев. — Это и наше мнение, и мнение специалистов института «Гидропроект», автора проекта Иркутской ГЭС».
В 2007 году уровень Байкала стал ниже, чем в прошлом году, на 14 см. Сегодня он составляет 456,47 м. «Это на 3,8 куб. км ниже водных запасов озера 2006 года, — пояснил Александр Огнев. — Но у нас есть уверенность, что к 1 мая 2008 года мы минимальную отметку выдержим. А вот каким будет год 2008-й, неизвестно. Если он станет маловодным, то с минимальной отметкой могут быть проблемы».
Режим вратаря
По мнению Валерия Синюковича, энергетики в современной ситуации напоминают «вратаря, который не знает, куда полетит мяч». «При отсутствии достоверных прогнозов водности и жёсткой уровневой вилки энергетики вынуждены держаться середины интервала, иначе есть постоянный риск нарушить закон, — считает учёный. — А это не даёт эффективно варьировать схему выработки электроэнергии».
Реально ощутимые потери водопользователи и водопотребители понесут в годы экстремальной водности. К примеру, такая ситуация возникла в 2006 году, когда в рамках существующего постановления правительства, по распоряжению Енисейского БВУ, с учётом официального прогноза Иркутского гидрометцентра были открыты холостые сбросы на Иркутской ГЭС с 1 по 15 августа, при этом озеро Байкал не заполнилось до разрешённой отметки. При ограничении призмы сработки Байкала в 1 м и повторении экстремальных паводков, какие наблюдались в 1971 и 1973 годах, последствия будут весьма серьёзные.
На Иркутском водохранилище и в нижнем бьефе Иркутской ГЭС сформировался целый водохозяйственный комплекс: это и Ершовский водозабор, который снабжает водой Иркутск и Шелехов, и целая цепочка водозаборов, расположенных на Ангаре ниже Иркутской ГЭС, водный транспорт, берегозащитные сооружения Кругобайкальского участка ВСЖД. Все эти объекты зависят от уровенного режима Байкала и попусков ИГЭС.
Огнев уверен, что нельзя рассматривать Иркутскую ГЭС как гидроузел, который вырабатывает только электроэнергию. Учёные Института географии СО РАН считают, что необходимо чётко обозначить и демаркационные линии технических зон гидроузлов. В проекте строительства Иркутской ГЭС границей водохранилища считается горизонталь с отметкой 457,5 м. Это на полметра выше разрешённой сегодня максимальной сработки. Но в нижнем бьефе Ангары люди когда-то строились «нахаловкой». И, естественно, о подтоплениях никто не думал. Теперь же в многоводные годы приходится налагать ограничения на сбросы, чтобы вода не затопила район острова Юность, несколько ангарских островов с садоводствами, часть Кузьмихи. Аналогичная ситуация и на территории Бурятии, где люди тоже строятся поближе к урезу воды. Между тем демаркационные линии во многих местах даже не отделены специальными знаками.
Страдания за омуля
Учёные Байкальского института природопользования СО РАН утверждают, что сработка Байкала ниже 456 м может привести к ухудшению условий нереста нескольких видов байкальских рыб, в том числе и омуля. Однако иркутские лимнологи предлагают не делать столь категоричных выводов. Рыба и ранее нерестилась при постоянных колебаниях озера. Более того, с 1958 года, когда уровень Байкала вырос более чем на метр, биосистема озера, по данным иркутских лимнологов, не пострадала. Сохранилась и популяция омуля. Учёные ЛИН СО РАН предлагают посмотреть на ситуацию с другой стороны: уровень Байкала полвека колебался в амплитуде около двух метров, а сегодня уже более 7 лет эти колебания не выходят за рамки метра. Что, если именно такая жёсткая призма вредна для живых существ?
«Понижение Байкала на 35-50 см практически ничем не грозит, а вот поднятие его более чем на 4-5 см может привести к абразивным процессам, подмыванию берегов, — уверен Александр Антипов. — Я бы не рекомендовал даже временно устанавливать верхнюю планку выше 4-5 см».
«У нас до сих пор нет комплексной оценки экологического вреда, который может наступить после повышения и понижения планки, — заявил Валерий Синюкевич. — В своё время учёным предлагалось сделать такую работу, но её до сих пор нет. Плюсы и минусы никто не подсчитывал, а делать выводы на частных заявлениях опрометчиво». Иркутские географы, в свою очередь, уверены, что интересы энергетиков, других водопользователей и экологов должны быть учтены в новых правилах использования Байкала и водохранилищ.
Очередное правило
Впервые вопрос об изменении уровня сработки Байкала был поднят ещё в 2003 году. Тогда правительство отказало ОАО «Иркутскэнерго» в возврате к проектным отметкам Иркутской ГЭС. И тогда же впервые было заявлено о разработке новых правил использования водных ресурсов Байкала, которые бы определяли действия всех заинтересованных органов исполнительной власти в «условиях затяжного маловодья и многоводья». Но этих правил до сих пор нет.
«В настоящее время ФГУП «Центр Регистра и Кадастра» дорабатывает вторую редакцию Правил использования водных ресурсов озера Байкал и Иркутского водохранилища на Ангаре», — сообщил Огнев. Мы надеемся, что в данном документе будут объективно отражены требования всех водопользователей и водопотребителей с учётом паводковой безопасности населения Иркутска и прибрежной зоны Байкала. В противном случае природа сама внесёт корректировки.