Ценность печатного слова
К 90-летию «Восточно-Сибирской правды»
В сентябре будущего года управлению Судебного департамента в Иркутской области исполнится 10 лет. Выполняя простые функции финансово-хозяйственного, материально-технического, организационного обеспечения судов, управление, по замыслу реформаторов, должно помочь третьей власти достичь независимости и самостоятельности. В этом процессе роль прессы переоценить трудно. От нашего взаимодействия со средствами массовой информации во многом зависит доверие населения к суду.
Я стараюсь просматривать все основные газеты, выходящие в Иркутске, — центральные и региональные. Кроме того, мои сотрудники ежедневно проводят мониторинг печатных и электронных СМИ, отслеживая публикации, касающиеся судебной власти в целом по стране.
Но среди всего этого изобилия СМИ «Восточно-Сибирская правда» занимает особое место, как главная газета региона. Жить в Иркутской области и не читать «Восточку» — я такого вообще себе не могу представить. Эта газета уже на протяжении многих десятилетий даёт картину политической, экономической, культурной жизни региона — на мой взгляд, достаточно полную и объективную. Я, например, так привык видеть эту картину перед собой ежедневно, что когда уезжаю в отпуск и подолгу не имею возможности взять в руки «Восточку», мне словно чего-то не хватает. Как бы далеко я ни уехал от дома, даже когда нахожусь за границей, всё равно уже через неделю иду искать интернет-кафе и восполняю образовавшийся пробел: узнаю новости из родных мест. Благодаря электронной версии газеты сделать это несложно.
В первую очередь читаю колонку «Вертикаль власти» на первой странице «Восточки». Обязательно — выступления политиков, статьи о значимых экономических процессах. Меня интересует, как продвигаются национальные программы. Тут у меня в какой-то мере профессиональный интерес. Для меня, к примеру, важно, чтобы судьи были обеспечены медицинскими услугами на высоком уровне. А из газеты я черпаю достаточно информации о сегодняшнем положении дел в здравоохранении области, проблемах медицинских учреждений, чтобы сделать для себя вывод, с кем можно вступать в договорные отношения, а с кем не стоит.
Чем «Восточка» особенно ценна для руководителя: это единственная ежедневная региональная газета, со страниц которой можно узнать новости таких далёких уголков, как Бодайбо, к примеру. Я читаю, как этот район подготовлен к зиме, что там сегодня с преступностью, как решаются социальные проблемы, — и уже имею представление, какая помощь, возможно, понадобится судьям.
«Восточно-Сибирская правда» оказала нам большую поддержку, когда создавался институт мировой юстиции. Необходимо было донести до Законодательного собрания и исполнительной власти региона важность этого института. Сегодня судебные участки созданы по всей территории области. Мировые разгрузили федеральные суды, но сами работают с огромной нагрузкой и зачастую в тяжёлых материальных условиях.
И здесь мы опять надеемся на помощь прессы. Хочу отдать должное «Восточно-Сибирской правде»: в этой газете журналисты, прежде чем критиковать, разбираются в сути проблемы. И такая конструктивная критика очень нам порой помогает. Например, не все знают, какое наследство досталось судам: они въехали в полуразрушенные, тесные, порой бесхозные здания. Из всех газет только «Восточка» поставила этот вопрос принципиально: если мы хотим жить в правовом государстве и иметь независимую судебную власть, то для отправления правосудия должны быть созданы достойные условия. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда Куйбышевский суд Иркутска из списанного промерзающего барака на улице Советской переехал в новое здание в микрорайоне Солнечный. И при решении этого вопроса Москвой был учтён голос региональной газеты, создавшей несколькими своими статьями широкое общественное мнение.
Сейчас проблема размещения судов теряет наконец такую остроту. В ближайшее время соседями Куйбышевского суда станут Октябрьский и Ленинский. В следующем году начнётся проектирование здания для Свердловского суда. Много у нас планов в отношении районных и городских судов по области.
В прессе ещё немало негативных публикаций о судьях. Скажу честно: я болезненно воспринимаю такие выступления. Хотя понимаю, что это в какой-то мере естественно: у каждого корреспондента своя, субъективная точка зрения, и каждый журналист имеет право отстаивать свою позицию. Но думаю, что часто за негативом кроется простое непонимание сущности правосудия. Что говорить о простых гражданах — даже юристам бывает непонятно, почему из зала суда отпускают порой явного преступника. Я сам судья и знаю, каково это: выносить приговор, имея на руках доказательства, которые добыты с нарушением закона и которые ты не можешь положить в основу приговора. И догадываюсь, что будут писать потом о таком судье…
Вот почему я глубоко убеждён, что журналистам нужна специализация. По крайней мере тем, кто пишет о таких сложных вещах, как отправление правосудия. В «Восточно-Сибирской правде» подобная специализация существует: обозреватели в этой газете годами освещают одно направление и достигают глубины понимания тех проблем, о которых пишут.
Что я хотел бы пожелать «Восточке»? Побольше пишите о судьях и работниках аппарата судов. Объективно, всесторонне. Не только о громких процессах, скандалах, но и о тех незаметных делах искового производства, где суды защищают интересы простых людей: матерей, не получающих вовремя пособия, пенсионеров, отстаивающих свои льготы. Подобных дел тысячи.
Добиться прозрачности в работе органов правосудия — такая задача поставлена сегодня и президентом страны, и председателем Верховного суда РФ. Без взаимодействия с прессой, без понимания и сотрудничества нам эту задачу не решить. Управление Судебного департамента открыто для прессы, готово оказать помощь в получении любой информации, которой мы владеем.
Николай НОВОКРЕЩЕНОВ, начальник управления Судебного департамента в Иркутской области
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА