В поле зрения законодателей
Вчера прошло заседание Общественного совета при Законодательном собрании. Как совещательный орган, совет поднимает вопросы, которые по той или иной причине выпали из поля зрения законодателей. Иногда — как, например, в этот раз — по просьбе самих законодателей. Заместитель председателя Собрания Людмила Берлина обсудила вместе с представителями общественных организаций две насущные проблемы, которые, по её мнению, требуют принятия решения.
На заседании была рассмотрена ситуация, которая складывается вокруг оказания юридической помощи гражданам, проживающим в отдалённой местности. Согласно 48-й статье Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на получение юридической помощи. Однако далеко не во всех посёлках и сёлах есть адвокатские конторы. Как быть людям, которые проживают в отдалённых районах? Чтобы гарантировать им такое право, в Иркутской области действует закон «Об оказании юридической помощи гражданам, проживающим в труднодоступных и отдалённых территориях». Однако приходится признать, что на деле этот закон не работает. Теоретически он предусматривает выплату компенсаций адвокатам, выезжающим в труднодоступные территории для оказания бесплатной юридической помощи гражданам. На деле суммы, заложенные в законе — 50 и 100 рублей за одну консультацию, мизерны; недостаточны и суммы командировочных расходов. Естественно, что адвокаты отказываются работать за такие деньги. С другой стороны, и сами граждане территорий не располагают информацией о том, что им такая помощь положена.
Обсудив ситуацию, Общественный совет решил рекомендовать Законодательному собранию принять новую редакцию закона, в которой бы за основу были приняты механизмы оказания юридической помощи, реально работающие, — например, использовав в качестве модели практику оказания юридической помощи военнослужащим. Кроме того, необходимо шире подключать местные администрации — как в части получения информации о необходимых объёмах юридической помощи, так и привлекая их к непосредственной организации процесса.
Другая наболевшая проблема, обсуждавшаяся на заседании совета, — это ситуация, сложившаяся в сфере похоронного дела. В настоящее время эта печальная процедура организуется в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Согласно этому закону определён ряд категорий умерших, родственникам или опекунам которых гарантируется оказание услуг по погребению на безвозмездной основе. На погребение пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости до достижения возраста, дающего право на получение пенсии, средства выделяет федеральный бюджет; на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан — Фонд социального страхования Российской Федерации. В том случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, — бюджет субъекта Российской Федерации.
Проблема в том, что законом предусмотрена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем одну тысячу рублей (или примерно 1200 — вместе с северным коэффициентом). Стоимость услуг по погребению превышает сегодня эту сумму многократно (одно лишь оборудование могилы на «непрестижном» кладбище обходится в 4-5 тысяч и более). Похороны — это не только формальный акт захоронения, они имеют определённое ритуальное значение. Малоимущие граждане вынуждены занимать средства, чтобы похоронить близкого человека в соответствии с традициями и правилами, а потом обращаться в органы социальной защиты населения, чтобы получить помощь уже по областному закону о государственной социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Говорят, что в Государственной Думе уже лежит законопроект, согласно которому эту сумму увеличат до четырёх тысяч, но когда это произойдёт — неизвестно. Со своей стороны, субъекты федерации могут увеличивать эту сумму собственными законодательными актами, и, например, в Московской области стоимость гарантированных погребальных услуг равна уже семи тысячам. На заседании Общественного совета принято решение обратиться к депутатам Государственной Думы, чтобы форсировать принятие новой редакции федерального закона, а одновременно начать работу над законом областным, и для начала проработать, каким категориям населения необходима такая помощь.