Территория агломерации
Иркутская агломерация, пожалуй, самое модное и обсуждаемое понятие последних лет. Идея агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова на первый взгляд кажется обычным популизмом. Однако за яркими прожектами и обещаниями появления новых видов транспорта, строительства автодороги вокруг Иркутска, международного аэропорта скрывается кропотливая работа учёных и экономистов.
Целый блок таких исследований проводит Институт географии СО РАН имени В. Б. Сочавы. Недавно группа учёных этого института под руководством доктора географических наук Леонида Корытного подготовила «Обоснование границ Иркутской городской агломерации» — комплексное исследование развития территории так называемого «Большого Иркутска». Научный подход к развитию территории разрабатывал Александр Фёдоров.
Учёные по-разному трактуют понятие городской агломерации. Наиболее общее определение звучит как «компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких городов-ядер и объединённых многообразными и интенсивными связями; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны».
Агломерация возникает, когда город вовлекает в свою орбиту окрестные поселения, непосредственно не подчиняя их себе, формируя, таким образом, единый территориальный комплекс.
Де-факто «Большой Иркутск» существует на юге области уже около 50 лет. Развитие Иркутской агломерации началось с конца 40-х годов ХХ века в результате строительства Иркутской ГЭС на Ангаре и создания оборонно-химических производств в Ангарске и предприятий, связанных с получением алюминия, в Шелехове. Иркутску в этом комплексе отводилась роль административно-организационного, научного, кадрового, торгового и культурного центра, а Ангарский каскад ГЭС стал своеобразной «батарейкой» промышленности.
«Иркутская агломерация существует независимо от того, как развивается политический процесс, – считает Леонид Корытный. — Территория «Большого Иркутска» сегодня одна из наиболее выраженных агломераций в стране и крупнейшая в области и Байкальском регионе».
Согласно статистическим данным, в поселениях, составляющих агломерацию, проживает около 950 тыс. человек, сосредоточено более трети промышленного потенциала области, основная доля вузов, учреждений науки и культуры. Исследования показали, что 12,2% ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учёбу, по крайней мере раз в месяц посещают Иркутск около половины жителей Ангарска и 72% жителей Шелехова.
Учёные предложили три варианта границ «Большого Иркутска». Максимальный вариант охватывает свыше 7156 квадратных километров от Ангарска до акватории Байкала. Минимальный – по существу включает границы городов и территории между ними, преимущественно охваченные промышленной и хозяйственной деятельностью. Средний вариант представляется учёным наиболее оптимальным. Согласно ему площадь агломерации составит 3101,7 кв. км, будет охвачено 73 населённых пункта на территории Иркутского, Ангарского, Шелеховского и Усольского районов. Границы муниципалитетов и существующая система муниципальной власти при этом будут сохранены.
Анализируя экономико-географическое состояние «Большого Иркутска», учёные приходят к выводу, что жители юга Иркутской области не пользуются плодами агломерации. Представьте, что вы работаете на дачном участке, ухаживаете за растениями, поливаете, пропалываете грядки, но едите только укроп: не потому что огород ничего не приносит, а потому что вы не умеете эти продукты готовить. Тем временем уже сами социально-экономические механизмы, заложенные в явлении агломерации, позволяют территории интенсивно развиваться.
«Агломерация — чрезвычайно полезная вещь, – утверждает Леонид Корытный. – Под этим флагом сегодня проводятся исследования, направленные на модернизацию процессов управления городской инфраструктурой. И даже если политики потеряют к этому проекту интерес, проведённые исследования продвинут развитие нашего края».
Результаты этих исследований предлагают конкретные проекты по модернизации транспортной сети, варианты решения коммунальных проблем, помогают в планировании размещения производственных, административных и рекреационных объектов и т.д.
Уже сейчас обосновано строительство в пределах агломерации международного аэропорта и связанного с ним логистического и транспортного узла, который объединит в комплекс автомагистраль, железную дорогу и аэропорт. Современный Байкальский транспортно-логистический комплекс должен снизить расходы на транспорт и доставку грузов. Известно, что многие пищевые товары, поступающие на прилавки иркутян из других регионов страны и из-за рубежа, стоят дороже, чем в Новосибирске. Одной из причин является как раз отсутствие площадей для хранения больших запасов товаров в Иркутске.
Не меньшее значение имеет строительство объектов коммунальной инфраструктуры, направленное на повышение качества жизни в городах агломерации. Необходимо строительство современного мусороперерабатывающего завода, который позволит муниципалитетам избавиться от полигонов твёрдых бытовых отходов, создание единого контура водо- и теплоснабжения трёх городов, создание единой тарифной зоны телефонной связи. «Это ведь нонсенс, — убеждён Леонид Корытный, — когда жители территории, находящейся менее чем в 100 километрах от крупнейшего мирового резервуара пресной воды, испытывают сложности с водоснабжением».
А вот новая крупная промышленная стройка в «Большом Иркутске» не планируется. Приоритет отдаётся предприятиям среднего и малого бизнеса, инновационным и наукоёмким проектам, проектам производства стройматериалов, а также использования продуктов и отходов производства ИркАЗа, ИАЗа, АНХК и т.д.
Оптимизация процессов призвана совершенствовать систему, делать её более управляемой и гибкой. Такая система становится более конкурентоспособной и, следовательно, более инвестиционно привлекательной. Если применить этот закон к совершенствованию инфраструктуры внутри агломерации, можно достичь существенного рывка в экономике и социальной сфере, побороться за инвестиции, поднять имидж территории и т.п.
«Каждое исследование представляет собой каплю, которая, как в водяной мельнице, раскручивает колесо развития территории, – говорит Леонид Корытный. — В комплексе эти исследования заставляют систему работать лучше. Если всё будет работать лучше, кому от этого будет хуже?!».
Подготовлено пресс-службой Фонда регионального развития Иркутской области