Талант – дело тонкое
Одарённым детям нужна государственная поддержка
Поддержка молодых дарований, сохранение и развитие системы художественного образования является важной составной частью государственной целевой программы «Культура Иркутской области (2008 — 2010 годы)». Учреждены и ежегодно выплачиваются 30 стипендий губернатора, выделяются средства на поддержку одарённых детей, финансирование их поездок на российские и международные конкурсы. Департаментом культуры и архивов организуется летний отдых, оздоровление одарённых детей, ежегодно на эти цели выделяется до двух миллионов рублей. Не случайно именно наша область, Иркутск в рамках первого регионального творческого форума «Моя профессия — искусство» стали местом проведения межрегиональной конференции «Развитие творчески одарённой личности в условиях модернизации российского художественного образования». Мой собеседник — директор областного учебно-методического центра «Байкал», заслуженный работник культуры РФ Анастасия ДУРБАЖЕВА.
— Анастасия Сергеевна, сам факт проведения в Иркутске межрегиональной конференции весьма красноречиво свидетельствует о внимании, которое уделяется системе художественного образования в области. Впечатляет и представительство: Москва и Санкт-Петербург, Красноярск и Улан-Удэ, Кемерово и Якутск, города и районные центры нашей области — 200 человек!
— Да, в целом по области накоплен большой и разнообразный опыт работы с одарёнными детьми. Это и открытые региональные и международные конкурсы детских художественных работ, и международный детский пленэр на Байкале с участием ребятишек многих регионов страны — Кемеровской, Амурской, Читинской, Новосибирской и других областей, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Бурятии, Украины, Латвии. Это и областные олимпиады, мастер-классы с участием выдающихся деятелей музыкального, художественного, хореографического, театрального видов искусства. Это проведение областных летних творческих школ для стипендиатов губернатора.
Наконец, в этом году осуществлён проект создания областного сводного детского симфонического оркестра, который стал благодаря поддержке департамента культуры и архивов постоянно действующим коллективом и сейчас готовит программу для участия в международном конкурсе в Австрии. В целом же творческие мероприятия — это не только создание условий для реализации способностей учащихся, но и форма повышения квалификации педагогов. Конкурсы, фестивали, выставки дают возможность изучать и анализировать состояние образовательной деятельности по каждому направлению в школах, выявлять лучший педагогический опыт.
— Словом, поговорить на конференции было о чём. Как вы думаете, гостей заинтересовали наработки иркутян?
— Ещё бы! Многие участники не скрывали своего удовлетворения — слова благодарности прозвучали в выступлениях представителей целого ряда регионов, включая Москву, Красноярск, Улан-Удэ. В рамках форума были проведены два конкурса — среди студентов и учащихся заведений культуры, а также среди преподавателей художественных школ и средних учебных заведений.
— Любопытно. И кто же здесь отличился?
— Среди студентов первую премию получила Мария Семёнова из Иркутского музыкального колледжа за раскрытие темы «Музыкальная династия». Маша исследовала династию известной в Иркутске фамилии Венгеров. По общему мнению, её выступление оказалось самым ярким и содержательным. А среди педагогов в номинации «Исполнительское мастерство. Художественное творчество» победителями оказались преподаватель Иркутского художественного училища Владимир Бешнов и Александра Корпачёва, преподаватель детской школы искусств № 8 г. Иркутска. Кстати, её балалайка звучала просто великолепно!
— Я понимаю, на фоне успехов и достижений как-то неловко говорить о проблемах и трудностях, а их, как вы сами заметили в своём выступлении на конференции, хоть пруд пруди.
— Вы правы. Действительно, проблем и нерешённых вопросов хватает. Прежде всего, это социальная и экономическая незащищённость преподавателей, уровень зарплаты оставляет их, в целом, за чертой бедности. И как результат — падение престижа и привлекательности профессии, следствие — старение педагогических кадров. Молодые талантливые музыканты и художники не хотят заниматься педагогикой. Падение же престижа профессии педагога из-за социальной невостребованности привело к тому, что всё меньше родителей хотели бы обучать своих чад в детских художественных школах. А это существенно сузило базу для выявления и развития талантливых детей. Плюс ко всему — проблема материальной базы учебных заведений, которая давным-давно устарела и пришла в негодность.
По-прежнему остро стоит проблема правового статуса деятельности ДШИ. Увы, сложившаяся система российского художественного образования не вписывается в действующее правовое поле. Разве это не нонсенс — ДШИ, дающие, по сути, академическое начальное профессиональное образование, отнесены Министерством образования в разряд «дополнительного образования» со всеми вытекающими негативными последствиями. Выпускников этих школ, желающих продолжить профессиональное образование в области искусства, становится всё меньше. И как следствие — отсутствие конкурса по целому ряду специальностей при наборе в специальные учебные заведения культуры и искусства.
— Анастасия Сергеевна, пожалуйста, несколько слов о проблеме, очень волнующей родителей, — плате за обучение.
— Да, проблема не из лёгких. Сейчас наши школы оказались в сложнейшей ситуации. Ведь родительские средства уже давно являются, по сути, важнейшим источником финансирования. В ряде районов эти средства идут на оплату коммунальных услуг (Киренск, Усолье, Железногорск) и даже на оплату труда преподавателей (Братск, Ангарск, Усть-Илимск, Зима). К тому же размер родительской платы и саму её обязательность определяет учредитель, что также является нарушением Закона об образовании. Именно учредители издают приказы или постановления, распоряжения о размерах родительской платы, которая в нашей области колеблется от 100 до 480 рублей. «Чемпионом» по этой части у нас является Усть-Илимск — 480 рублей, ему «в затылок дышат» Ангарск и Усолье — 450 руб., Братск — 420, Саянск, Иркутск — 400 и т.д.
— Идут разговоры о том, чтобы перейти на систему добровольных пожертвований…
— Да, есть такие предложения. Но такая система заключает в себе огромные сложности. Например, как установить механизм сбора добровольных пожертвований, чтобы этот процесс не вызвал вопросов с правовой точки зрения? Поэтому одна из самых важных задач сегодня — определить нормативы финансирования детских школ искусств в соответствии с национальным проектом, предусматривающим нормативное подушевое финансирование с определением минимальной годовой стоимости обучения каждого учащегося во всех типах образовательных учреждений. И нам вместе с региональными и муниципальными органами управления культуры необходимо принимать самостоятельные решения по введению местных нормативов, отстаивать достаточное и гарантированное финансирование своих школ.
— Сегодня много говорят о необходимости всяческой поддержки художественно одарённых детей с использованием в общеобразовательных школах их творческого потенциала — в целях пропаганды искусства. Насколько это реально?
— Мысль не нова. И в этой связи особенностью массового художественного воспитания и образования детей должно стать межведомственное сотрудничество, позволяющее анализировать состояние развития отдельных видов детского творчества.
— Что вы имеете в виду?
— В этой связи важнейшей задачей является преодоление ведомственных барьеров между образованием и культурой. Нужна целенаправленная координация всех типов образовательных учреждений, работающих с детьми, в первую очередь — одарёнными.
— Есть положительные примеры?
— Да, в некоторых школах области — в Братске, Ангарске, Нижнеудинске — ведётся плодотворное сотрудничество с общеобразовательными школами, налицо творческое и профессиональное влияние на уровень кружковской работы в этих школах.
— Одной из серьёзнейших проблем, и это прозвучало на конференции, является кадровая…
— Да, это действительно так. И сложность решения кадровых вопросов связана с отсутствием притока молодых специалистов. В большинстве школ области существуют педагогические вакансии. Наблюдается естественный процесс старения преподавательского состава, люди предпенсионного и пенсионного возраста составляют уже свыше 50% работающих. Отсюда и наша главная задача — создать условия для развития кадрового потенциала учреждений художественного образования в нашей области.
— В чём же видится выход? Какие меры, на ваш взгляд, можно предпринять?
— Во-первых, выход видится в развитии многостороннего партнёрства между муниципальными органами управления, руководителями школ и учреждений профессионального художественного образования. Нужен школе специалист — обучайте, выращивайте его для себя, обучайте на контрактной основе.
Во-вторых, должны осуществляться социальные проекты по обеспечению льготным жильём молодых преподавателей. Кое-где, например в Усольском районе, эта программа уже действует.
В-третьих, уровень оплаты труда. Если труд молодых специалистов не будет достойно оплачиваться, процесс старения преподавательского состава школ искусств станет необратимым.
От решения этих и ряда других вопросов, затронутых на прошедшей конференции, зависит результативность художественного образования и его роль в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. Образно говоря — и появление у нас новых Улановых, Рихтеров, Шаляпиных, Пластовых…
Беседовал Олег БЫКОВ