Топливная траектория
За несколько дней декабря бензин подорожал на 10 процентов
Сколько должен стоить бензин, чтобы на городских улицах исчезли пробки? Такой вопрос задавали на днях автомобилистам страны специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения. Люди на полном серьёзе допускали возможность, что топливо может в ближайшее время достигнуть цены в 50 рублей за литр. В этом случае почти 60 процентов владельцев личного авто будут вынуждены пересесть на общественный транспорт.
Чёрным стало начало декабря для автомобилистов Приангарья и всей страны. Ценники на автозаправках переписывались по несколько раз. При этом, как отметил во время недавнего визита в редакцию «Восточно-Сибирской правды» губернатор Иркутской области Александр Тишанин, с начала года рост цен на топливо составлял около шести процентов, и эта цифра была соизмерима с показателями инфляции в целом (в среднем за это время цены на продукты питания выросли на 8,5 процента).
Несмотря на поползновения поставщиков и продавцов, властям удавалось сдерживать их аппетиты. «В конце ноября мы провели переговоры с «Роснефтью», — отмечал Александр Тишанин. — Присутствовали четыре вице-президента компании. По итогам встречи была достигнута договорённость о стабилизации цен на нефтепродукты».
Однако вскоре после выборов в Государственную Думу V созыва цена на голубое топливо скакнула вверх. За неделю она повысилась приблизительно на 10 процентов.
Антимонопольная служба уже обратилась к большинству крупных производителей бензина с запросом о структуре сбыта топлива. По всем показателям, цены на бензин в ближайшее время могут подняться на 15 — 20 процентов. Это, по мнению аналитиков, связано с подорожанием сырой нефти на международном рынке.
Между тем президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявил, что в росте цен на нефтепродукты не стоит искать картельный сговор нефтяных компаний — «они просто приспосабливаются к рыночным условиям». Он пояснил, что привязка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к мировому рынку «не позволяет российским компаниям сдерживать цены». «В то время как в западных странах налоговая составляющая цены на нефтепродукты около 20-25%, у нас эта цифра находится на уровне 60%», — подчеркнул Геннадий Шмаль.
В компании «Роснефть» отметили, что видят в повышении цен «исключительно рыночные тенденции». «Наши дочерние компании устанавливают цены, исходя из рыночной конъюнктуры». А в компании «ЛУКОЙЛ», в свою очередь, заявили, что «пока не планируют вводить, как в начале 2006 года, мораторий на рост цен на свой бензин».