«Чёрные» и «белые» риэлторы
Продажа недвижимости – дело, безусловно, очень ответственное. Велик риск столкнуться с разного рода мошенниками. Или просто прогадать. О том, с какими ситуациями может встретиться продавец жилья и как разрешить проблемы с наименьшими потерями для себя, мы попросили рассказать специалистов.
Наталья решила продать квартиру, расположенную в одном из престижных районов Иркутска. По совету знакомых она обратилась в агентство недвижимости и заключила договор, в условиях которого значилось, что риэлторы обязуются найти покупателя в течение месяца. За свою работу агентство должно было получить вполне приличные комиссионные. Однако через некоторое время Наталья случайно узнала, что цену на квартиру установили намного выше, чем было оговорено ранее. Женщину это очень возмутило, она отказалась сотрудничать с этим агентством. Однако теперь не может забрать подлинники документов на квартиру, а соответственно и продать её. Риэлторы утверждают, что женщина обязана оплатить фактически понесённые агентством расходы, а это около 20 тысяч рублей. Теперь ситуацию можно разрешить только обратившись в суд.
Наталья КОМИССАРЕНКО, президент Иркутского областного союза риэлторов:
— Ситуация очень типичная. Потребители невнимательно читают договоры, отсюда и проблемы. Прежде всего, должен быть чётко обозначен предмет договора. Это, как правило, выполнение агентством определённых услуг в интересах потребителя. Оказанные услуги клиент обязуется оплатить.
Сейчас многие агентства недвижимости областного центра предлагают очень разнообразный пакет услуг: от обычных консультаций, получения аналитической информации о ситуации на рынке или стоимости конкретной квартиры до организации юридического сопровождения сделки или процедуры взаиморасчётов между сторонами. Разумеется, в документе должен быть указан точный адрес квартиры.
Далее оговаривается порядок исполнения договора в виде подробного списка взаимных прав и обязанностей. Если что-то не понятно, обязательно нужно задавать вопросы и приходить к взаимному согласию. Ещё раз повторю: все обязанности сторон должны быть зафиксированы. Если клиент поручает агентству получить какие-то документы, например справку с места жительства или технический паспорт БТИ, это должно быть написано в договоре. Вознаграждение риэлторской компании определяется теми обязанностями, объёмом услуг, которые поручает ей выполнить клиент. За оказание услуг фирмы берут 3-6 % от стоимости объекта недвижимости — в зависимости от сложности сделки. Размер вознаграждения указывается либо в конкретной сумме, либо в процентах от цены реализации.
Кроме того, в договоре должно быть оговорено, кто будет оплачивать расходы по сделке. Такие расходы включают в себя три компонента. Во-первых, расходы по рекламе. Они зависят от ликвидности квартиры. Если вы уверены, что ваша жилплощадь востребована на рынке, по вашему желанию этот пункт может быть исключён. Кроме того, фирма несёт расходы по подготовке необходимых для заключения сделки документов (технической документации БТИ, справок и т.д.) и расходы по заключению самой сделки (аренде банковской ячейки, услуг нотариуса, регистрации договора купли-продажи в учреждении юстиции).
В договоре обязательно должны быть оговорены условия его возможного расторжения. Они должны устраивать обе стороны. Вообще, пункт об ответственности сторон – один из наиболее важных. Необходимо знать, что стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством, даже если это не указано в договоре. Например, размер неустойки, выплачиваемой агентством недвижимости клиенту за каждый день просрочки исполнения обязательств, составляет 3% от стоимости оказанной услуги (п.5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»). Клиент вправе расторгнуть договор об оказании услуги в любое время, уплатив агентству часть цены пропорционально части оказанной услуги и возместив расходы, произведённые до этого момента, если они не входят в указанную часть цены услуги (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Это значит: если сделка не состоялась по вашей вине или вы в одностороннем порядке отказались от выполнения взятых обязательств, то вам придётся компенсировать агентству все понесённые им расходы.
В договоре обязательно должен быть чётко обозначен срок его действия. Если за указанное время фирма не выполнит своих обязательств, клиент по своему выбору вправе назначить новый срок оказания услуги или предъявить иные требования, предусмотренные ст. 28 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если у вас остались сомнения в правильности составленного агентством договора, пожалуйста, не стесняйтесь об этом сказать. Если нужно, проконсультируйтесь дополнительно с юристом. Можно обратиться в комитет по защите прав потребителей администрации города Иркутска. На тот момент, когда вы подписываете договор, у вас не должно быть никаких невыясненных, непонятных для вас моментов.
Виктор НИЗОВЦЕВ, начальник отдела защиты прав потребителей комитета по потребительскому рынку администрации города Иркутска:
— В нашем отделе потребитель может получить информацию о добросовестных агентствах, которые хорошо себя зарекомендовали, и ознакомиться с «чёрным списком» риэлторов. Наши специалисты бесплатно консультируют иркутян, подсказывают, как действовать грамотно. В случае, если потребитель самостоятельно выбрал агентство, он может прийти к нам с ещё неподписанным договором. После анализа документа специалисты скажут, стоит или нет ставить под ним свою подпись.
Даже если договор уже подписан, но возникают какие-либо сомнения, можно опять-таки обратиться в наш отдел: проконсультироваться, как грамотно защитить свои права. Мы не даём консультаций по телефону. По всем возникающим вопросам потребителю необходимо лично встретиться с нашими специалистами, чтобы они имели возможность изучить документы. Наш адрес: Иркутск, ул. Карла Маркса, 37. Часы приёма: с 9.30 до 17.00 в рабочие дни. Приём в порядке живой очереди.
С начала нынешнего года в отдел по защите прав потребителей Иркутска поступило более 100 обращений, связанных с оказанием риэлторских услуг.
Подготовила Любовь ГАБЕЕВА