Поэзия познания
В эти дни известному иркутскому историку и краеведу Юрию Степановичу Душкину исполнилось бы 80 лет.
Уроженец села Мишелёвка Усольского района Иркутской области, он посвятил около сорока лет жизни изучению истории Приангарья. Исследовательская работа Юрия Степановича складывалась своеобразными годичными кольцами: круг научных изысканий постоянно расширялся. Начал он с истории своей семьи, восстановив родословную за триста лет. После этого рассказал землякам историю села Мишелёвка – как оно застраивалось, кто жил, какие промыслы развивались.
Следующим «горизонтом» стали Усолье и Усольский район. Когда лейтенант технической службы в запасе Юрий Душкин вернулся на родину в 1952 году, его, как имеющего за плечами дивизионную партшколу, «бросили на кадры», но отметили, что «нужно образование». Исторический факультет Иркутского госуниверситета, который Юрий Душкин окончил в 1961 году, дал начинающему исследователю необходимую теоретическую подготовку, обогатил в методическом отношении.
Дипломная работа, которую он защитил на «отлично», была посвящена истории Хайтинского фарфорового завода, одного из старейших заводов Прибайкалья. Изучая архивные материалы при подготовке истории Хайты, Юрий обогатился знаниями по истории всей Иркутской области. Именно – обогатился. Будучи человеком, ориентированным на поиски и открытия, он обладал феноменальной памятью. Буквально всё увиденное, прочитанное, пережитое откладывалось в его памяти и извлекалось при необходимости с лёгкостью и щедростью.
«Технари недолговечны» – это его слова. Тяжёлый физический труд, скудное питание (курсант, затем – сержант технической службы, борттехник) в юности переносились сравнительно легко. Но с возрастом болезни стали брать своё.
Вынужденно оставив преподавание истории в усольской школе, Душкин переехал в Иркутск, где занимался подбором кадров для работы на объектах треста «Главвостоксибстрой». Коллективы – огромные, контингент – очень разный, на некоторых объектах работали одни уголовники. Но военная подготовка, природная сила, сложенные с удивительным тактом и чувством справедливости, позволяли Юрию Степановичу управлять людьми. А в свободные часы, часто урываемые у сна, он снова отдаётся любимому делу.
Теперь есть возможность регулярно работать в областном архиве. Открылся новый горизонт – Иркутск и Иркутская область.
Будучи известным исследователем-краеведом, Юрий Степанович не имел возможности «быть включённым в план» какого-либо издательства по простой причине – он не был представителем государственной структуры, организации, союза. Он был «представителем себя», любителем. Поэтому с таким трудом ему удавалось «пристраивать» свои работы в самых разных изданиях – от областных газет и журналов до заводских многотиражек и буклетов. Но Душкин был и представителем своего народа, и, оставаясь формально любителем, но имея при этом высшее специальное образование, сделал для своих земляков очень много.
Перечисление только опубликованных работ занимает несколько страниц. Вот некоторые направления исследований Юрия Степановича только по Иркутску. Улицы, площади, отдельные дома, история их появления. Истории семейств. Больницы, церкви Иркутска. Декабристы. Городские архитекторы. Иркутские купцы, промышленники, кораблестроители. Открытие русскими Америки и Китая.
Были подготовлены объёмные монографии: «Хайтинский фарфор», «Соль земли» (об Усольском сользаводе). Были и короткие пояснительные подписи к старинным видовым фото-графиям Иркутска, а за ними тоже кропотливые поиски, сопоставления, счастливые минуты открытий.
В следующем, 2008 году, исполнится десять лет, как нет с нами Ю.С. Душкина, неутомимого историка и патриота своей земли. До сих пор неизвестны точное число его публикаций и печатные издания, в которых они помещены. Может быть, попытаться всем нам, кому небезразлична история родной земли, собрать все сведения о публикациях Ю.С. Душкина и, в перспективе, переиздать их в одном томе. У краеведов в тематических подборках могут быть его статьи. Кому-то он подписывал авторские экземпляры. В библиотеках, в музейных фондах, в редакционных «портфелях» — мало ли где ещё могли осесть работы учёного-историка. Иногда по просьбе потомков известных иркутян Юрий Степанович проводил генеалогические изыскания, восстанавливая историю именитого рода от первых упоминаний в церковных книгах до XX века.
Остаётся неясной судьба архива Юрия Степановича, оставшегося после его смерти, а это – десятки неопубликованных, полностью готовых к изданию работ, в том числе несколько по сто и более страниц.
Если мы составим полную библиографическую справку по изданным работам Ю.С. Душкина, это будет лучшим памятником известному сибирскому краеведу.