Экзамен на каждый день
Нынешний год у социально-пенсионного агентства «Иртас-Сервис» юбилейный. Ему исполнилось 15 лет. По этому поводу среди его подопечных — пожилых иркутян, которым пенсии в течение этих полутора десятков лет приносятся домой в точно назначенный день и даже час, был объявлен творческий конкурс. В ответ пришли сотни писем-благодарностей. Перебирая их, цепляясь взглядом за бесхитростные рифмованные или прозаические строчки, можно легко уловить их общую тональность. Не музыкальную, а, что важнее, душевную. Словно голоса, уже приглушённые возрастом, пытаются донести до вас искреннюю признательность. Не за денежное, чаще всего скромное государственное «довольствие», а за то, с каким уважением, с каким сочувствием к непростым житейским передрягам заходят в дом сотрудники «Иртас-Сервиса», чтобы выполнить свою, на первый взгляд, немудрёную работу. Отсюда, пусть и наивная, восторженность обращения к ним:
Труд ваш велик и прекрасен,
Радость несёт старикам.
Порою бывает опасен,
Но люди всегда
Благодарны всем вам.
Отсюда и вполне адекватная, хотя и более сдержанная, оценка их миссии: «Вы не ищете славы, а выполняете свой долг, как его понимаете — делать добро, облегчать людскую боль, душевную и физическую».
А казалось бы, всего-то: позвонить в дверь, отдать, взяв расписку, пенсию, попрощаться до следующего раза и идти себе дальше. Но если, оглянувшись на 15 лет назад, вернуться мысленно в 1992 год и вспомнить чернеющие в предрассветной мгле у порогов почтовых отделений толпы стариков, пришедших ещё затемно, чтобы успеть получить свои жалкие гроши… Если воскресить в памяти выведенные на их ладонях чернильными карандашами номера, словно не за пенсиями в мирное время, а за блокадным хлебом выстаивают они у закрытых дверей… Если представить себе степень унижения, до сих пор отзывающуюся у многих пожилых перенесёнными инфарктами…
Лишь сопоставив тот миновавший день с днём наступившим (по правде говоря, 15 лет — не такой уж великий срок), можно по справедливости оценить всё, что удалось совершить «Иртас-Сервису».
Сегодня, вспоминая самое начало, генеральный директор иркутского социально-пенсионного агентства «Иртас-Сервис» Валерий Соколов, человек, выносивший сердцем, высветивший интеллектом и материализовавший энергией умозрительную модель в реально существующую альтернативную пенсионную службу, взявшую верх над почтовиками в честной конкурентной борьбе, признаётся: «Эту идею выдвинула сама жизнь. Она как бы витала в воздухе, и мы не без волнения взялись за её осуществление».
Почему же «мы»? Да потому, что ему, тогда вернувшемуся в Иркутск после аспирантуры в Российской академии управления с солидным запасом современных знаний, с ясным взглядом на неизбежность преобразований, ломающих прежние общественные и экономические устои, наконец, с фактически завершённой кандидатской диссертацией, в одиночку той горы было не свернуть. Вместе с ним у истоков «Иртас-Сервиса» стояли люди, такие же, как он, увлечённые. И так же верившие в успех дерзкого начинания, посягнувшего на один из самых заскорузлых казённых стереотипов, по которому обыкновенные люди с их обыкновенными заботами — ничто перед холодной громадой государства. Считая самого Валерия Соколова, то была пятёрка смелых: экс-начальник управления социальной защиты Октябрьского района Иркутска Ольга Игнатенко, руководитель радиотехнической мастерской Главвостоксибстроя Владимир Соколов, бывший заместитель председателя Иркутского горисполкома Валентина Кушнир, коллега Валерия Соколова по работе в обкоме комсомола Наталья Чапоргина. В мае 1992 года они подписали учредительный договор о создании альтернативной пенсионной службы, бросив перчатку связистам, до того часа бравших на себя доставку пенсий.
А ещё «мы» потому, что за промелькнувшее пятнадцатилетие в «Иртас-Сервисе» сформировался коллектив единомышленников, как бы высокопарно это ни звучало. Наталья Тарасова, заместитель генерального директора и одновременно начальник службы доставки пенсий и пособий, призналась мне, что доверяет каждому своему сотруднику, как самой себе. Сами понимаете: если через руки проходят огромные денежные суммы, доверие становится той плитой, на которой зиждется весь фундамент. Но есть и ещё нечто, накрепко сцементировавшее большой (в службе доставки более двухсот человек) коллектив. Это нечто — дух корпоративности, выкристаллизовавшийся в течение полутора десятков лет. Он не материален, но, определяя атмосферу в «Иртас-Сервисе», фактически вездесущ в нём. Кем бы ни был его сотрудник: агентом, приносящим пенсии на дом, ежедневно отправляющимся только ему известным маршрутом; охранником, незримо, но, поверьте, надёжно страхующим агента в пути; оператором, отвечающим за точность любой цифры и любой буквы в отчётных документах, — каждый несёт на себе ответственность за престиж всего агентства. В лицо их знают очень немногие; фамилий, кроме отдела кадров, не знает никто. Вы улыбнулись, когда пробежали глазами рифму об их труде, который «высок и прекрасен, но бывает опасен порой»? И совершенно напрасно: труд, связанный с немалыми деньгами, опасен всегда. Только никто из них, работников «Иртас-Сервиса», не кичится неизбежным риском и не бравирует им. Теперь понятно, почему я не называю по имени ни одного сотрудника «Иртас-Сервиса». Зато взамен процитирую несколько строчек из корпоративного кодекса чести, в котором, на мой взгляд, сформулирована сверхзадача, кропотливо, неброско, но изо дня в день решаемая сообща: «Своим делом и словом создавать в городе атмосферу социальной стабильности и общественного согласия. Заботиться об имидже и авторитете агентства».
Могу раскрыть «секрет» начала их рабочего дня. Он стартует ровно в 7 утра — ни секундой позже. Кажется, что вы очутились в центре стихийного водоворота случайно оброненных фраз, лиц, взглядов. На самом же деле всё раз и навсегда предопределено и отлажено: каждый занят своим делом. На всё про всё уходят считанные минуты. 8 часов утра. В службе доставки «Иртас-Сервиса» тишина. Ни одного праздного человека. День вступил на свою заранее прочерченную колею.
Что это? Автоматизм, доведённый до крайности? Скорее — дисциплина, основанная на человеческом взаимопонимании. На том самом, что неподвластно ни одной должностной инструкции, что нарабатывается исподволь, годами и со временем становится столь же обязательным условием делового успеха, как и существующее в коллективе взаимное доверие. Первые шаги «Иртас-Сервиса», когда он только искал, образно говоря, место под солнцем, доказывая своё право на существование, просчитываются всего тремя годами. Год 1992-й: июнь — глава администрации Иркутска Борис Говорин подписал постановление о регистрации товарищества с ограниченной ответственностью, наречённое агентством «Иртас-Сервис»; август — подобран и оформлен на работу персонал агентства, подготовлены схемы и технологические карты обслуживания; сентябрь — «Иртас-Сервис» взял под свою опеку пенсионеров Кировского и Октябрь-ского районов областного центра; октябрь и ноябрь — присоединились Куйбышевский и Свердловский районы. Год 1993-й, январь — самостоятельно создана первая программа «Автоматизированное рабочее место оператора». Год 1994-й, май — «Иртас-Сервис» пришёл в Ленинский район Иркутска.
По давно сложившемуся мнению почтовиков, доставка на дом газет ли, пенсий ли — дело заведомо убыточное. Из-за этой закоснелой убеждённости они, как мне кажется, и проиграли альтернативной коммерческой службе, отважно ввязавшейся в конкурентный спор за пожилого клиента. Жизнь сама их рассудила. Оставила разноску корреспонденций связистам — знаете ли вы хотя бы один почтовый ящик в Иркутске, в который газеты забрасывались бы регулярно? Что до «Иртас-Сервиса», то по его доставке пенсий на дом можно, не заглядывая в календарь, проверять часы. Объективности ради нужно сказать, что его поддержали профессиональным советом, уповая на здравый смысл, областной Пенсионный фонд, областное и районные управления социальной защиты населения. То есть те структуры, которым мытарства пенсионеров были виднее и понятнее, чем другим. Эта моральная поддержка была очень важна. Но всё равно: поле-то лежало перед дерзким новичком непаханое: поначалу даже метод подготовки выплатных пенсионных документов был почтовый — такой же примитивный, неразворотливый, медлительный. Так что поднимать «целину» нужно было, надеясь лишь на свои силы, свои идеи, в конечном счёте — на свой страх и риск. Миновавшее пятнадцатилетие доказало успешность иного подхода к задаче, у которой до появления «Иртас-Сервиса» на рынке социальных услуг, казалось, был один-единственный способ решения — унылый и безнадёжно отставший от темпов жизни. Что же до поисков иного, более современного пути, то велись они без утайки. Помню семинар, собравший в Иркутске представителей аналогичных «Иртас-Сервису» коммерческих организаций из других сибирских регионов. Шёл 1994 год, и опыта у иркутян было немного. Но поразила открытость, с которой рассказывали они коллегам о своих проколах и удачах. Будто хотели предостеречь от досадной ошибки, сгубившей в скором времени многих из них.
В девяностые годы, открывшие шлюзы неординарным инициативам, нестандартным помыслам, неожиданным поступкам, таких, как Иркутское социально-пенсионное агентство, было по России немало. А выжили, выстояли немногие. Завоевавших надёжное положение в жёстких рыночных условиях и вовсе единицы. «Иртас-Сервис» один из них. А всё потому, что, изначально не поддавшись искушению коммерческой прибылью, тратил её на своё развитие, жил на перспективу. Слаженная оперативная чёткость, так поразившая меня недавним утром, очень дорогого стоит: в «Иртас-Сервисе» сегодня самое современное техническое обеспечение всех его производственных процессов.
Но важным явилось не только и даже не столько расчётливое распоряжение финансами. «Иртас-Сервис» неизбежно оказался бы «факиром на час», не добейся он доверия тех, кому был призван служить. Побороть недоверие, предубеждение иркутян было не легче, чем утвердиться материально. Мне рассказывали женщины, работающие в «Иртас-Сервисе» с самых первых дней его существования: «За нашей спиной шептались, а то и в лицо упрекали, мол, мы коммерсанты и кроме собственной выгоды ничего не хотим знать. А нам очень хотелось доказать, что мы настроены на то, чтобы пожилым людям жилось легче…»
И они доказали! Сотрудники «Иртас-Сервиса» ежемесячно скрупулёзно отчитываются перед областным и районными пенсионными фондами в каждой буковке и каждой, самой ничтожной цифири. Но не менее ответственный экзамен они, безукоризненно честные, держат каждый день. Экзамен на доверие пожилых, находящихся «на отдыхе» иркутян. А таковых, между прочим, в областном центре 110 тысяч человек.