Газета на подшефных стройках
К 90-летию «Восточно-Сибирской правды»
День я обычно начинаю со свежей прессы. Предпочтение отдаю «Восточке», так как считаю её информацию правдивой, полной и своевременной. Не разделённой на выгодную и невыгодную. Только такая – полная – информация работает на жизнь, объединяет людей и сразу же прекращает любые слухи и домыслы.
До сих пор помнится рубрика газеты «На подшефных стройках». Под ней шли не столько победные, сколько жёсткие, критические публикации, особенно когда на новостройке что-то не ладилось. Случались и казусы. Строительство Иркутского керамического мы начинали без проектно-сметной документации, оборудования, не хватало материалов. Итальянская технология с проектом не была увязана, отсюда множество переделок, срывы графиков работ. И чуть не в каждой публикации была критика, которая порой даже обижала. В то же время и подхлёстывала наших инженеров искать выход из сложившейся ситуации. Зачастую им самим приходилось принимать проектные и технические решения, а потом всё это уже оформляли проектировщики.
Особенно жёсткой критике подверглись за кровли. Но, как говорится, нет худа без добра. А добро было в том, что благодаря этой критике, повторюсь, порой несправедливой, наши специалисты отправились на Украину и нашли там, кстати, первыми в Сибири, полистиролбетон. Привезли с запада сырьё, вспучили его, сделали совершенно новый кровельный материал, который заносили на крышу носилками. Там его выравнивали, а сверху укладывали рубероид, который приклеивался намертво. Это и стало «трамплином» для внедрения модных ныне нанотехнологий. На тогдашнюю «изюминку» приезжали посмотреть все строители города. Так что с «лёгкой» руки журналистов «Восточки» 2,5 га кровли до сих пор стоит и не протекает.
Не менее забавный случай произошёл и на строительстве Иркутского пивоваренного завода, который был также на контроле и обкома партии, и «Восточки». Доставалось нам не меньше, чем при строительстве кирзавода. Когда поставили последнюю точку в акте госкомиссии, вздохнули с облегчением. Но тут оказалось, что у заказчика не было людей для его пуска, приехали только пусконаладчик из Чехии и пожилой пивовар из Москвы. Так что первое пиво пришлось варить нашим людям. Нам министр даже разрешение дал на перерасход заработной платы за счёт этого пуска. О том, как нам пришлось стать пивоварами, тоже рассказала «Восточка».
Немало страниц посвятила газета нашей деятельности по восстановлению памятников архитектуры г. Иркутска. Десятки репортажей, статей, очерков сделано с реставрируемых нами объектов. При этом журналисты газеты старались не кривить душой: если видели негатив, сбои в работе, то говорили не стесняясь. Но видели они не только плохое, но и мужество людей, их изнурительную работу, шумные радостные праздники. До сих пор наши люди вспоминают искромётные репортажи с реконструкции академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, ставшего архитектурным памятником. Каждый его камень – как надпись времени, источник мыслей для учёного, поэта, патриота. Именно таким видели его наши предки сто лет назад. И таким увидели его и их потомки в начале нынешнего столетия.
Всё это благодаря нашим специалистам, которые трудились на его реставрации, благодаря газете, которая правдиво и честно отражала все события, называла имена тех, кто проявил удивительную преданность профессии, мастерство и смекалку при выполнении сложнейших операций. «Это была самая большая стройка в области в конце XX столетия, и её результат – лучший по технической оснащённости театр в стране», — отметил в приветствии тогдашний губернатор Иркутской области Борис Говорин.
«Зеркало жизни», «источник добра и нравственности», «жемчужина архитектуры» — каких только эпитетов не заслужил этот объект у журналистов. В спецвыпуске газеты «Века соединились красотой», посвящённом сдаче театра, десятки участников реставрации названы поимённо, запечатлены на портретных снимках. Это и член Союза художников России Виктор Лозинский, и художник-реставратор Галина Сопот, и прораб СМУ «Отделстрой» Нина Протопопова, и бригадир плотников Владимир Тупицин… Газету за 30 декабря 1999 года, посвящённую открытию театра, наши люди хранят как дорогую реликвию. Спасибо журналистам «Восточки» за столь прекрасный подарок.
Не последнюю роль в столь пристальном внимании к нашей работе сыграли уважение к традициям, влюблённость в культуру своего города, понимание журналистами «Восточки» истинных задач градостроительства. Освещая реставрацию бывшего дома купца Котельникова, «первой градской больницы (Кузнецовской)», что на бульваре Гагарина, здания штаба Воздушной армии на ул. Чехова, комплекса сооружений духовной семинарии и консистории по ул. Нижней Набережной и Декабрьских событий (учебный корпус педуниверситета), комплекса федерального казначейства, гостиницы «Горняк», журналисты вписали новое слово в историческую жизнь города.
Сегодня, когда в строительстве задействованы рыночные механизмы, из нашего лексикона исчезло выражение «особо важные стройки», исчезла и соответствующая рубрика со страниц газеты. Однако это совершенно не означает, что «Восточка» стала меньше внимания уделять строительному комплексу. Мы это ощущаем на себе, на своих объектах. Газета не обошла вниманием нашу победу в соревновании на строительстве пятой серии электролизного производства ИркАЗа – новостройке, которой мы все гордимся; ярко и красочно подала торжественную закладку первого камня и капсулы с письмом к потомкам в фундамент будущего предприятия по производству гипсокартонной плиты «Кнауф-гипс-Байкал» в Нукутах; не оставляет без внимания и иркутские новостройки.
Как ни стремительно бежит время, «Восточка» шагает с ним в ногу. Журналисты, оглядываясь на пройденный за девять десятилетий путь и сверяя по опыту прежних поколений свой шаг, ощущают это на себе. Не потому что просто спешат жить, а потому что хотят жить ярко и значительно, вписать в историю своего края новую страницу созидания.
Успехов вам, друзья, в вашей, прямо скажем, нелёгкой, весьма хлопотливой профессии.