«Сад сердца»
В рамках фестиваля «Сияние России» на сцене академического драматического театра имени Охлопкова прошла благотворительная акция: театр Благовещенского прихода показал спектакль «Сад сердца», доходы от которого пойдут на завершение строительства в городе Саянске хосписа для онкологических больных.
Доктор медицинских наук Виктория Дворниченко во вступительном слове говорила о сострадании: «Врачи-онкологи вылечивают многих больных, но остаются и обречённые. Забота о них — милосердие, которое поможет этим людям завершить путь земной в окружении тепла и заботы. Совершая добрые дела, человек вырабатывает в себе особые клетки, которые побеждают зло».
Идея создания театра при Благовещенском приходе принадлежит его настоятелю, отцу Алексею, идея спектакля, посвящённого памяти святых царственных мучеников, тоже его. Только при поддержке академического драматического театра имени Охлопкова могла состояться эта благотворительная акция.
«Судьба царственных мучеников, — рассказал отец Алексей, — кровоточащая рана, государство не может сегодня назвать их даже репрессированными. Церковь, в свою очередь, канонизировала их, причислила к лику святых – это наше покаяние за грехи, совершённые в течение всего ХХ века. Наш театр не претендует на целостный спектакль, мы поставили музыкально-литературную композицию, в основу которой легла переписка между членами царской семьи, находившейся восемнадцать месяцев в ожидании своей участи. Они могли бы избежать личной Голгофы, но пошли на неё, не видя для себя другого выхода. Их смерть была величественной, доказавшей, что живо христианство, жив и Христос. Когда мы работали над композицией, чувства переполняли нас, и этими чувствами мы хотели бы поделиться с вами. Каждое сердце должно быть садом».
Признаться, действие, которое началось на сцене, было непривычным. В его драматургическом построении исключались какие-либо преамбулы и объяснения, повествование шло о святых. Кровавые убийства членов семьи Романовых ужасали подробностями, но исполнители говорили об этом спокойно, в ровной тональности звучания чистых голосов. Актёры церковного театра понимали, что рассказывают не только о трагических страницах прожитого времени, они говорят о великомучениках, которые благодаря высокому духу смогли принять смерть с великим достоинством.
Особо выделялись страницы писем, повествующие о любви, которая царила в семье, нежности, взаимопонимании и молитвах за души убийц, погрязших в невежественном мраке заблуждений. Автор композиции и режиссёр Ирина Алёхина ввела в построение композиции ведущих, которые комментировали происходящие события, рассказывали об атмосфере семейных отношений. Светлую сторону происходящего действия подчёркивали танцы, изящно исполняемые самодеятельными артистами, романсы, хоралы и песнопения под аккомпанемент стоящего на сцене фортепиано.
Звучала музыка Баха, Шопена, молитва Лермонтова на музыку неизвестного композитора. Актёрское многоголосие было мелодичным, чистым, возвышенным. Исполнители, представляя членов царской семьи, не перевоплощались в образы, только обозначали их, демонстрируя умение держаться на сцене с абсолютной естественностью.
Настоятелю Благовещенской церкви отцу Алексею хотелось объединить церковнослужителей и мирян в едином мироощущении православия. Помогло и то, что регент в клире Ирина Алёхина — актриса, окончившая Иркутское театральное училище. Отцу Алексею удалось убедить её обратиться к знаниям, полученным до службы в церкви. Он благословил её на работу над спектаклем.
— Театр я любила беспредельно, считала его храмом, — рассказывает Ирина Васильевна. — Когда обратилась к Богу, он помог мне переправить эту любовь на церковь и церковную деятельность. Четыре года назад мы сделали на Рождество спектакль для детей об Иисусе Христе. Репетировали в притворе, там же впервые и показали его. На рождественской службе народу было много, и почти все остались посмотреть наше представление. По окончании спектакля к нам подошли журналисты и спросили, могли бы мы повторить спектакль в ДК «Юность». Почему бы и нет. На этом «светском» спектакле кроме детей было много взрослых, которые воспринимали сюжет о рождении Христа с детской непосредственностью. У людей возникла потребность видеть и слышать чистое, светлое искусство.
Прежде чем выйти на показ к зрителю, наши исполнители – служители церкви – проделали над собой колоссальную работу. Люди, не имеющие никакого отношения к театру, научились преодолевать в себе внутренние зажимы, закрепощённость, смогли быть естественными и органичными, ощутили внутреннюю свободу.
Следующий спектакль был посвящён Пасхе, и далее работа над композицией «Сад сердца», которую мы показывали в Саянске, Иркутске и на БАМе. Те истины, о которых мы говорим языком театра, зрителям понятны, они очень доброжелательно смотрят и слушают то, о чём мы говорим.
У каждого свой путь к Богу. Нельзя заставить верить или не верить в него. Театр прихода Благовещения в Саянске вне стен своих не проповедует, не наставляет на путь истинный, он рассказывает о вечном языком искусства. Этот рассказ стоит того, чтобы к нему прислушаться и попробовать найти свой путь к храму.