Вышли из строя
После завершившегося на прошлой неделе заседания президиума политсовета регионального отделения «Единой России» партия недосчиталась своих членов. Накануне выборов с партбилетами расстались 45 человек. В том числе находящийся под следствием заместитель губернатора Сергей Воронов и экс-мэр Иркутского района Иркутской области Сергей Зубарев, на которого тоже заведено уголовное дело. Но самое мощное прощание единороссы устроили коллегам из ангарского местного отделения. Партию покинули 20 человек, осмелившихся выйти на выборы альтернативно ангарскому списку «ЕР». Так градообразующей тройке Ангарска, выступающей против любимца «ЕР» мэра Евгения Канухина, показали, что партия им – не попутчик.
2 ноября на президиуме политсовета ИРО «ЕР» 45 партийцев потеряли билеты, а 34 получили предупреждения за нарушение устава. В пресс-службе единороссов событие пояснили кратко: «Это информация не для прессы».
Молчание руководства «ЕР» легко объяснимо. По информации «Конкурента», двое из 45 поменяли партийные дела на уголовные — Сергей Зубарев и Сергей Воронов. Зубарева предложило исключить местное отделение, а президиум с этим согласился. Экс-мэр Иркутского района был наказан за организацию в районе «процессов неэтичных и недостойных члена партии», сообщил источник, близкий к руководству ИРО «ЕР».
Сергей Воронов вошёл в клан иркутских «медведей» летом. После того как на него появилось уголовное дело, вдруг выяснилось, что партбилет Воронова — экспромт городского отделения Иркутска, «без согласования» с руководством ИРО. «По Уставу партии мы можем в этом случае человека исключить», — заявил источник в «ЕР».
Ещё 43 партийца были наказаны за самовольство. Они рискнули появиться на выборах в порядке самовыдвижения не по партсписку, обеспечив конкуренцию кандидатам, идущим под флагом «Единой России». Поплатились партбилетами члены местных отделений Бодайбо, Балаганского, Жигаловского, Шелеховского районов. В Шелехове, к примеру, в билете отказали заму главы администрации Юрию Зенину, поскольку мэр Руслан Болотов идёт при поддержке партии, Зенин — самовыдвиженцем.
Самый крупный «вывод» состоялся в Ангарске. Ряды единороссов покинули 20 человек, в том числе депутаты Думы Ангарска Александр Акулов и Владимир Жуков, специалист Ангарского управления строительства (АУС) Галина Таранина. На выборах они идут от градообразующей тройки Ангарска (АНХК, АЭХК и АУС), давно конфликтующей с нынешним мэром города Евгением Канухиным. А он получил зелёный свет от «Единой России». Не стоит удивляться, что в числе безбилетников оказался и заместитель гендиректора АНХК Леонид Михайлов — основной противник Канухина на выборах мэра. «Люди переходят рамки разумного и отказываются идти на компромисс, ссылаясь на корпоративное подчинение. Но в этом случае зачем этим людям партия?» — пояснил «Конкуренту» позицию ИРО один из руководителей отделения.
Наблюдатели же уверены, что «зачистка» Ангарска — ещё один шаг «ЕР» в «урегулировании конфликта» в местном отделении. После того как ангарчане отказались от предложенной ИРО кандидатуры на пост руководителя, партия обнаружила желание подвергнуть отделение ревизии, остановив его работу до 28 сентября. Однако тройка снова показала, что не намерена подчиняться решениям ИРО. И вывела на выборы свой список кандидатов, который «ЕР» волевым решением сделала беспартийным. Между тем, как сообщил «Конкуренту» Константин Зайцев, ревизионная комиссия не торопится. И не будет торопиться до 5 декабря.
Источник в «ЕР» сообщил, что в 2008 году региональное отделение намерено «подкрутить гайки» и поднять планку для неофитов. «В партию в ближайший год вообще будет очень сложно вступить», — констатировал он. Глава облизбиркома Виктор Игнатенко в беседе с журналистами заявил, что не готов оценивать внутрипартийные шаги. Однако отметил, что «пять кандидатов от партии по одному округу — это не есть хорошо». Отбирать партбилеты накануне выборов — опасный шаг, считает политолог Олег Воронин. «Это отзовётся для «ЕР» потерей голосов на думских выборах, в том числе и в Ангарске», — прогнозирует он.
Исключение находящихся под следствием членов партии вызвало недоумение и у другого собеседника «Конкурента». «Хотя формальные поводы для расставания с Зубаревым и Вороновым не были связаны с уголовными делами, мы-то понимаем, почему они теперь не единороссы, — сказал он. — Надо заметить, что даже во времена КПСС решение о будущем таких партийцев принималось после появления приговора суда».
Как считает политолог Алексей Мазур, иркутские единороссы восприняли новую партийную моду. «В «ЕР» наблюдается некий пик «лоялизма», связанный с инициативами «в поддержку Путина», — уверен эксперт. — Наверное, можно даже говорить о спонтанном «лоялистическом экстремизме» партфункционеров «ЕР», когда люди наперегонки стремятся продемонстрировать свою преданность партии и курсу президента, в том числе и за счёт шельмования отступников».