издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергопотенциал IT открывают иркутские проектировщики

Энергетика сегодня стала отраслью, живо реагирующей на новые информационные технологии. В фарватере интереса к IT – специализированные проектные организации. О том, насколько информационные технологии важны в сфере проектирования, «Конкуренту» рассказал директор Иркутского филиала ОАО «Сибирский ЭНТЦ» Михаил Меркульев.

– Насколько широко внедряются новые информационные технологии в деятельность проектных организаций?

– Для нас IT – это поиск дополнительной квалификации. Потому что желанием любого заказчика становится наиболее дешёвое решение в строительстве. Советская практика проектирования лишала объекты индивидуальности: крупные специалисты разрабатывали типовые проекты, а проектировщики привязывали их к местности. Сейчас, напротив, индивидуальный подход к проектированию объекта выходит на первое место. С точки зрения проектных организаций процесс становится более ёмким и дорогостоящим. Здесь и включаются информационные технологии. Это наш сознательный ход в сторону качества.

Чтобы понять, насколько для нас важны IT, следует пояснить, какой путь проходят чертежи, прежде чем попасть на стол к заказчику. Всё начинается с изыскательской деятельности. Расчёты пути, по которому пойдёт ветка газового или нефтепровода, линий ЛЭП или местности, где вырастет завод, производит институт ВСИИСИ. Все изыскательские работы идут с точными привязками к местности с использованием GPS систем. Затем выполняется трассировка путей на физической карте, которая впоследствии оцифровывается, и на основании этих чертежей выполняются дальнейшие работы. Геологические и геофизические изыскания, результатами которых становятся геологические и геофизические профили трассы, вносятся на чертежи трасс, выполненных на предыдущих этапах.

Следующий этап – это разработка технологии объекта, выбор оборудования. Далее – строительство. Строительные отделы институтов на основании данных изыскателей, используя их готовые чертежи, разрабатывают проекты зданий, сооружений, эстакад, опор и т.д. Производят расчёты необходимых конструкций в различных программных комплексах. После этого созданный проект сооружений поступает в распоряжение других отделов институтов, которые производят расстановку своего оборудования на пространстве строительных чертежей.

Традиционное представление о конструкторском рабочем месте – кульман, раскиданные рядом обломки карандашей и мусор от ластика – давно устарело. Это было 15 лет назад. С развитием вычислительной техники в конце 60-х годов прошлого века на рынке появились системы, помогающие конструкторам и проектировщикам в их нелёгком труде. «Отцом» таких систем автоматизированного проектирования (CАПР) является доктор Патрик Хэнретти из компании General Motors. В 1971 он организовал фирму Manufacturing and Consulting Services (MCS), на идеях которой построено более 70% современных САПР.

Теперь невозможно представить современный проектный институт без подобных систем. С момента широкого внедрения САПР скорость разработки проектов увеличилась от трёх до десяти раз по отношению к традиционному «кульмановскому». Кроме всего прочего, немаловажным фактором остаётся прозрачность и управляемость проектировочной деятельности на основе САПР.

– Как вы решаете кадровую проблему для внедрения САПР?

– Безусловно, системы такого класса и сложности нуждаются в персонале, который будет производить их настройку и, как вы выразились, «заточку» под необходимые задачи. Вот тут появляется звено, которое играет немаловажную роль в процессе создания проекта. В филиале образована служба автоматизации проектных работ (АПР), которая укомплектована квалифицированными работниками. Спектр областей применения САПР распространяется на все сферы конструкторско-проектировочной деятельности и в той или иной мере присутствует во всех разработках.

– Что сейчас стоит на повестке? Какие проекты в сфере IT будут реализованы в ближайшее время?

– В скором времени Иркутский филиал планирует запустить два проекта внедрения 3D (Three Dimentional – трёхмерной) САПР: в строительных отделах наших институтов программных комплексов PDMS (Project Data Management System – конструкторский документооборот) от AVEVA Group для комплексного проектирования и моделирования сложных объектов, и Revit от AutoDesk для перехода на параметрическое моделирование строительных конструкций, зданий и фундаментов для менее сложных объектов.

– Чем новые способы моделирования отличаются от того, что существует сейчас?

– Параметрическое моделирование позволяет в работе использовать непосредственно конструктивы – окна, двери, железобетонные конструкции, балки, фермы, столбы, опоры, сантехнические профили, а не линии на бумаге. Конструктив имеет множество параметров, которые определяют его свойства – материал, точку центра масс, разрешённые и незапрещённые нагрузки, способ стыковки и крепления к подобным или неподобным конструктивам и т.д. и т.п. После полного внедрения система будет способна не только показать трёхмерное расположение всех коммуникаций здания и самого здания, но и в реальном времени рассчитать нагрузки на сооружение целиком и на отдельные его узлы. Генерация чертежей для заказчика на бумаге будет происходить автоматически при задании необходимых разрезов и планов.

– Определяете ли вы для себя приоритеты в продвижении этих проектов?

– Тепломеханический отдел нашего института ВНИПИ реализует проект – решение, основанное на платформе PDMS. Мы договорились с московским Теплоэнергопроектом о том, что мы у них фактически приобретаем эту технологию проектирования. Эта система, как и описанная выше, тоже является параметрической. Она рассчитана на проектирование всего спектра задач, стоящих перед теплоэнергетиками, вплоть до проектирования всего комплекса работы ТЭЦ. При удачном внедрении этой системы кроме вышеперечисленных достоинств мы получим ещё и полный контроль над проектом на всех стадиях проектирования.

К сожалению, на рынке пока не востребованы все качества PDMS. Хотя трёхмерная модель принципиально уменьшает затраты на строительство. Экономия может превышать стоимость всего проектирования. Например, при проектирование котла, который представляет собой агрегат, окутанный трубами и трубочками. Ни один, даже самый гениальный, проектировщик на двухмерных чертежах не может их представить так, чтобы они не пересекались. Не менее 10% конструкции строителям приходится подгонять на месте. Если работы ведутся в стеснённых условиях, то затраты на подгон оказываются очень высокими. В трёхмерной модели эти проблемы решаются на этапе проектирования.

В недалёком будущем для прозрачности проводимых работ по каждому проекту мы хотим в каждом нашем институте и в филиале в целом внедрить комплекс PDMS. На необходимости использования этого инструмента мы заостряем особое внимание, как на основном. Он даст возможность детальной оценки эффективности использования всех затрачиваемых ресурсов на этапах от планирования до выдачи документации заказчику.

– Насколько затратным является для вас внедрение информационных технологий и САПР?

– Иркутский филиал Сибирского ЭНТЦ только в программное обеспечение в этом и начале следующего года инвестирует более 30 млн. рублей. К примеру, создание систем PDMS обойдётся филиалу в сумму более 35 млн. рублей, и в дальнейшем около 35 млн. ежегодно будет уходить на её поддержание.

Что касается экономической выгоды, то высокая скорость автоматической обработки данных, возможность хранения больших массивов информации, возможность работы с базой данных и знаний, наличие автоматической информационно-поисковой системы, мониторинга проекта, автоматическая регистрация всех операций проектирования, взаимоувязанная корректировка с помощью экранов различного проецирования, автоматический контроль и согласование всех частей проекта, автоматическое изготовление чертежей и технической документации, безусловно, покрывают затраты на внедрение заведомо дорогих САПР. Это с одной стороны. Внедрение IT – это ещё и требование времени. Обойтись без них нельзя, если хочешь жить на рынке. Но мы прекрасно понимаем, что развитие технологий не уменьшает значения интеллектуального ресурса.

Гуру менеджмента Питер Друкер совершенно точно определил проблемы при внедрении IT: мы находимся в состоянии, когда технологическая часть проработана серьёзно, а с их содержанием пока очень туго. Он сравнивает этот процесс с началом книгопечатания. Книга сама по себе была очень большой ценностью, а её содержание было неважно. Поэтому мы относимся к IT очень аккуратно. Это очень затратный механизм, осознание того, как он встроен в конкретные процессы, является серьёзной работой для менеджмента.

– Как будет выглядеть система автоматизированного проектирования в будущем?

– Мы полагаем, что уже в самом ближайшем будущем наш САПР будет позволять изыскателям, использующим всего один инструмент, включающий в себя модули топографические и геологические, геологические и сейсмологические, выдавать параметрическую модель местности, естественно в 3D.

Энергетики, тепловики и релейщики на основе полной параметрической модели разместят модели проектов механизмов и проверят модель в действии. Строители на основе параметрических структур, созданных предыдущими отделами, будут строить свою часть проекта также в 3D. Они произведут моделирование с возможностью в реальном времени проектировать нагрузки на конструкции, основываясь и на данные изыскательской части работ. Линейщики установят опоры электропередачи на модели трассы, созданной в результате изыскательских работ, и пустят по проводам ток.

Текущие условия конкурентного рынка конструкторских услуг толкают на неустанное повышение качества и эффективности деятельности. Программы правительства РФ по развитию инфраструктуры государства и ГОЭРЛО-2 требуют высокой адаптивности и точности. В рамках таких условий без применения современного инструментария, коим является САПР, выжить не представляется возможным. С помощью системы менеджмента качества (СМК), адекватного руководства и научно-творческого подхода к работе мы будем стараться воплотить наши стратегические планы в жизнь.

Беседовала Виктория КОМАРОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры