издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ложное алиби

  • Автор: Валерий ГРИГОРЬЕВ

В Свердловском районном суде Иркутска только в 2007 году рассмотрено девять уголовных дел по части первой ст. 307 УК РФ – заведомо ложные показания свидетеля, заключения эксперта, специалиста или неправильный перевод. За совершение этих умышленных преступлений, направленных против правосудия, осуждено семеро виновных. В отношении ещё двоих подсудимых уголовное преследование было прекращено: суд учёл их деятельное раскаяние (что, кстати, не является реабилитирующим основанием).

Те, кому приходилось бывать на судебных процессах, наверняка встречались с фальшивыми свидетелями, которые, не моргнув глазом, заявляют, что подсудимый в момент преступления как раз чинил родителям в деревне прохудившуюся крышу, ходил с другом на охоту в дальнее зимовьё либо проводил время с любовницей. Ложные алиби суд, как правило, опровергает, но процесс из-за этого затягивается – ведь для проверки фальшивых сведений требуется дополнительное время.

Лжесвидетели, умышленно вводящие Фемиду в заблуждение, почему-то не сомневаются в своей безнаказанности. Процедуру подписки об ответственности за дачу ложных показаний в суде многие не воспринимают всерьёз. Из семи привлечённых в этом году к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 307 двое вообще оказались юристами с высшим образованием. Светлана Романова, старший юрисконсульт ФГУП «Аэропорт Иркутск», и Елена Касаткина, юрисконсульт ООО «Ново-Транс-Байкал», проходили свидетелями по уголовному делу в отношении ранее судимого Задворного, обвиняемого в разбое. Выступая с ложным алиби, правоведы не могли не знать о негативных последствиях такого поведения в процессе. Однако на заседании суда спокойно заявили, что в момент, когда было совершено нападение с ножом на женщину в районе улицы Лермонтова, их знакомый находился вместе с ними совсем в другом конце города. Насколько суров закон к тем, кто его сознательно нарушает, юристам пришлось испытать на себе.

Уголовный кодекс РФ квалифицирует подобные действия, посягающие на нормальное функционирование органов правосудия, как умышленные преступления против государственной власти. Хотя они и считаются преступлениями небольшой тяжести, но наказание за них вряд ли покажется кому-то несерьёзным: штраф до 80 тысяч рублей, исправительные работы до двух лет либо арест до трёх месяцев – всё зависит от личности подсудимого. А если к ложным показаниям добавляется ещё и обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, можно вообще распрощаться со свободой лет на пять.

23-летней Алёне Неревяткиной и её подруге Александре Сущенко, пятью годами старше, штудировать статьи уголовного закона раньше как-то не доводилось: одна работала в киоске, другая – в массажном зале. В попытке спасти от тюрьмы «хорошего человека» девицы не видели большого греха. И никак не ожидали, что столь «невинная» ложь приведёт их самих на скамью подсудимых.

А тот, кому они хотели помочь, изобретая ложное алиби, сегодня уже отбывает наказание в колонии строгого режима за причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлёкшего его смерть. Виталий Мушников, в последнее время работавший гробовщиком в ООО «Реквием», за свои 26 лет не раз представал перед судом. По его же словам, лишь недавно он освободился из 19-й колонии, где сидел за кражу. Новый срок был связан с неумеренным потреблением спиртного.

На следствии и в суде обвиняемый пояснял, что у него «совершенно неожиданно» возникла вдруг острая неприязнь к человеку, которого он видел впервые и о котором знал только, что тот живёт вместе с хозяином квартиры, куда он пришёл распивать спиртное. В гости гробовщик явился, как водится, не с пустыми руками – захватил две бутылки суррогатного спирта. Халявщиков он вообще не любил, поэтому, когда запасы пойла закончились, удар правой в челюсть убедил собутыльника, не вносившего свой пай, расстаться с купюрой в 50 рублей. Но такой незначительной суммы хватило всего на час мирных посиделок. После чего опять началось выбивание денег на бутылку. Мушников делать это, в общем-то, умел – он в течение 10 лет, ещё со школы, занимался рукопашным боем. Но к полуночи карманы уже у всех участников застолья были пусты. Вот тогда-то у сотрудника похоронного агентства и возникли «вдруг» неприязненные отношения к квартиранту, которого он счёл дармоедом. В результате его жертва скончалась в больнице от тяжёлой черепно-мозговой травмы.

Вину свою Виталий Мушников признал уже на предварительном следствии.

Но его сожительнице было, видимо, трудно смириться с тем, что их семейным отношениям пришёл конец. Александра познакомилась с Виталием, когда он только что вернулся из зоны. По её словам, гражданский муж по-отцовски относился к её дочке, а то, что он по пьянке убил человека, молодую женщину нисколько не смутило. К пьянкам и мордобою она уже привыкла. В квартире, которую снимали сожители, постоянно собиралась «тёплая» компания – «пили пиво» (так это звучало на суде). В эту же тусовку входили и сама хозяйка жилплощади, и её подруга Алёна Неревяткина. Случались среди них и драки: за день до происшествия со смертельным исходом, например, Мушников разбил нос зятю владельца квартиры, но тот за помощью обращаться не стал – решил, что и так заживёт.

Жизнь проходила в пьяном угаре, но Александре и такие отношения были дороги. Она плакала и просила подругу соврать на суде, что в ночь убийства та находилась в одной компании с супругами и видела, как Мушников, выпив пива, пошёл спать.

Что за лжесвидетельство придётся платить, Алёна никак не ожидала. Подруга убеждала её, что за это никогда ничего не бывает, а подписка – всего лишь формальность. Вот насчёт «никогда» она явно погорячилась…

Александра Сущенко и Алёна Неревяткина признали свою вину в даче заведомо ложных показаний. И судья Андрей Обыскалов назначил им наказание не самое суровое: по 10 тысяч рублей штрафа каждой. При этом судом было учтено, что молодые женщины воспитывают малолетних детей, имеют постоянное жильё, одна работает, другая вернулась к бывшему мужу.

Теперь обе сердобольные подружки имеют судимость. И уже не заблуждаются на тот счёт, что ставить палки в колёса правосудию – себе дороже.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры