Ценовые «заморозки»
Продовольственная проблема должна решаться комплексно
Вчера в администрации Иркутской области состоялось совещание, основным вопросом которого стал рост цен на продовольственные товары. «Мы должны подойти к проблеме комплексно, грамотно и взвешенно», - так определил задачу собравшихся губернатор Александр Тишанин, открывая совещание. Кроме исполнительной власти, в зале присутствовали представители органов федеральной исполнительной власти, руководители предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области, торговых организаций, Сбербанка, некоммерческих организаций.
По данным директора департамента агропромышленного комплекса Юрия Бажанова, по сравнению с 2006 годом рост цен составил 9%. Однако цены на отдельные виды продуктов растут значительно быстрее. Например, на сыры за те же 9 месяцев они выросли на 160,7% к уровню прошлого года, на подсолнечное масло – на 155,2%, на сливочное масло – на 123,1%, на хлеб – на 128,4%, на яйцо – на 111,5%. Наибольший рост цен зарегистрирован на сыры, масло, творог, молоко, сметану. При этом рост цен на ГСМ составил 12%, на бензин – 5%, минеральные удобрения – 30%.
Собравшиеся в очередной раз пытались отгадать «загадку куриного яйца», которое производит ОАО «Белореченское». Как известно, область живёт в основном на «привозной» еде. Но именно яйцами мы обеспечиваем себя сами на все 100%. Поэтому особенно обидно, что розничная цена на яйцо у нас в регионе самая высокая по СФО. Отпускная цена на яйцо первой категории в августе была 23 рубля, в октябре – уже 34 рубля. «В первую очередь нужно насытить свой региональный рынок. А предприятие отправляет продукцию на экспорт. Причём у соседей эта же продукция продаётся дешевле, чем у нас. Я хочу, чтобы вы чётко понимали: дотируя ваше предприятие, мы не хотим дотировать соседние регионы», — обратился губернатор к сидящим в зале представителям «Белореченского».
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина подчеркнула, что область действительно очень сильно зависит от ситуации на российском и мировом рынках. За счёт ввозной продукции удовлетворяется спрос на растительные масла на 60%. Сыры твёрдые в области не производятся вообще. Качество молока оставляет желать лучшего, поэтому наши производители используют сухое молоко, в основном алтайского производства, цены на которое выросли за год на 200%.
По данным председателя некоммерческого партнёрства «Союз предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности» Дмитрия Баймашева, цена сухого молока производства Алтая составляет сегодня 140 рублей за килограмм. Летом оно стоило 50-60 рублей. По словам производителей, в магазине молоко просто не может стоить дешевле 21 рубля. Дмитрий Баймашев сообщил, что Иркутский масложиркомбинат снимает с производства масло подсолнечное из-за перебоев с сырьём. С трудом удалось урегулировать ситуацию с поставками сои. Цены на неё тоже значительно выросли.
Оставив на время производителей, участники совещания проверили на предмет возможного подвоха продавцов. Валентина Заморина представила результаты анализа ФАС, согласно которым рентабельность магазинов «шаговой доступности» составляет не более 2-3% по таким продуктам, как молоко, масло, яйцо и сыры. Крупным торговым сетям тоже нечего предъявить, они не позволяют себе торговую надбавку более 30%. «Между отпускной ценой и розничной – разница огромная, — говорит Валентина Заморина. – По каждому виду продукции насчитывается несколько перепродавцов, и напрямую их аффилированность не видна. Однако производители не выходят на торговые сети напрямую. Если бы перепродавец был один, цена могла бы быть меньше».
Как сообщил генеральный директор ООО «Слата» Вячеслав Заяц, наценка на товар по всей цепочке от производителя до магазинной полки составляет 4 — 25%. При этом не более 1,5% остаётся в чистый доход. «Может быть, и есть «перекупка» в том виде, в котором вы о ней говорите, но у нас дистрибьюторская компания выполняет важные функции. В ней работает 1700 человек, и им есть что делать. Поток грузов нужно обрабатывать, сюда входят транспортные и складские расходы», — заметил Вячеслав Заяц. Он также заявил, что попытки заморозить цены могут осложнить ситуацию и в конце концов дадут противоположный эффект. Если производители начнут искать другой рынок сбыта, это тоже не принесёт ничего хорошего.
— Я не зову вас в 80-е годы, когда цены были заморожены, но полки в магазинах стояли пустые. И я не собираюсь вас ущемлять, — возмутился губернатор. — Чем быстрее вы разовьётесь, тем лучше будет для всех. Я хочу услышать ваши предложения, что вам мешает работать.
Вячеслав Заяц ответил, что если на то пошло, «нужно подумать, как уменьшить инвестиции в бизнес, чтобы они быстрее возвращались».
По мнению Дмитрия Баймашева, основная причина роста цен не в сговоре производителей или продавцов, а в отсутствии аграрной политики в стране: «Производство мяса в этом году упало в 2 раза, производство зерна – в 3 раза. Мы область завозящая, и этим всё сказано. Что касается торговых домов и посредников, они и раньше были, и существование их экономически оправданно».
— Мы предлагаем отменить НДФЛ для пищевой и перерабатывающей промышленности. Цены сразу на 10% упадут. Весь наш НДФЛ всё равно уходит в федеральный бюджет. А ещё нужно отменить подоходный налог для Сибири и Дальнего Востока, – заявил Дмитрий Баймашев, чем сразу оживил обстановку в зале.
В заключение слово взяла заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Белореченское» Татьяна Пухмахитерова и попробовала реабилитировать белореченское яйцо. «Начиная с 90-х годов дизельное топливо подорожало в 95 раз, газ в 133 раза. Я специально подсчитала, наши производственные затраты выросли в 100 раз. Следовательно, продукция, яйцо, тоже должно стать дороже в 100 раз и стоить 130 рублей. Росптицесоюз и Министерство сельского хозяйства достигли соглашения по замораживанию цен на куриное яйцо. До конца года цены сохранятся на нынешнем уровне. Мы заморозим цены на продукцию. Но тогда помогите нам и заморозьте цены на сырьё», — призвала власть Татьяна Пухмахитерова.