О солнечных бурях и… тёплых варежках
«Российская наука на дне пропасти… конец отечественной науки… учёные с протянутой рукой» – такие высказывания нередки. А вот в книге, выпущенной к 50-летию Сибирского отделения Российской академии наук, торжественно отмеченному в Иркутске, – в этой книге на конкретных, живых примерах и при этом ненавязчиво показано, что, перефразируя Марка Твена, слухи о смерти науки несколько преувеличены. Капитальная, за триста страниц книга «Иркутский научный центр: портрет в эпоху перемен» написана журналистом Галиной Киселёвой.
Книга – синтез доброй сотни интервью и бесед Галины Сергеевны за десять лет её работы иркутским собкором еженедельника «Наука в Сибири». Здесь – коллективный портрет геологов, географов, космофизиков, биологов, химиков, математиков, экономистов, механиков, энергетиков и «биографии» исследований двенадцати иркутских академических учреждений, где работают 3700 человек, в том числе 1100 научных сотрудников, 230 докторов и 650 кандидатов наук.
Это книга — уже третья работа иркутских журналистов, пишущих о науке. Первая – скромная книжечка «Иркутский академический» заведующей отделом образования, культуры и науки «Восточно-Сибирской правды» Идеи Дубовцевой – вышла ровно 40 лет назад – к 10-летию Сибирского отделения АН СССР. Вторая увидела свет в 1990 году – «Прогноз на послезавтра. Очерки об иркутской науке», плод сотворчества собкора «Науки в Сибири» Александра Баталина и Владимира Короткоручко, фотолетописца Академгородка. Если первая книга показала становление и стремительный старт юных институтов, то вторая – зрелость, прочность позиций, достижения иркутских научных школ, возглавляемых действительными членами и членами-корреспондентами АН СССР.
Книга Галины Киселёвой – это рассказы о том, как иркутская наука, несмотря на чувствительные потери в штопоре перестройки, выстояла, сохранила генофонд основных кадров и продолжает поступательное движение в познании непознанного. Новые чудодейственные лекарства, проникновение в тайны земных недр и влияющих на всё живое солнечных бурь, изучение нанотехнологий удивительных байкальских диатомей и разработка информационных технологий для вузов, массированные атаки на гепатит и СПИД через клетки растений и единственный в мире аквариум на проточной воде, дешёвый кремний для солнечных электрогенераторов и экономичные котлы для бурых углей – вот далеко не все «точки роста» иркутской науки для повышения урожаев на нивах практики.
Кроме суховатых интервью-диалогов с учёными (ох, нелёгкая задача простыми словами говорить о сложном, переводя на обиходный язык специфические, многоэтажные, «шибко умные» научные термины без профанации их содержания…), Галина Сергеевна позволила себе включить в книгу и свои монологи: в разделе «Из журналистского блокнота» содержатся её рассказики о забавных, запавших в её журналистскую – и просто человеческую, женскую! – душу случаях и встречах за двадцатилетний период корреспондентской работы в Якутии. Ну-ка, кто ещё может поведать, как катался на белом пароходе по Ледовитому океану с семидесятилетним английским (или хоть каким) принцем? Наверное, многие видели, как улетают журавли, навевая грусть, но не каждый может рассказать об этом так, чтобы дошло до непосвящённых. Или вот переходящие тёплые варежки, оставленные в аэрофлотовском автобусе каким-то пассажиром, улетавшим на юга, – чтобы согревались те, кто остался на пятидесятиградусном якутском морозе. В общем, хороший подарок сделала журналистка – и читателям, и себе.