издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От обороны – к наступлению

В последнее время всё чаще на совещаниях, посвящённых борьбе с распространением наркомании в Приангарье, говорят о снижении остроты проблемы. Что думает по этому поводу наркополиция? Вниманию читателей предлагается интервью корреспондента газеты Валерия БАРАНОВА с заместителем начальника РУ Госнаркоконтроля по Иркутской области полковником полиции Олегом ГОНЧАРОМ.

– Действительно, в последние 2-3 года ситуация с распространением наркотиков в области начала меняться.

На диспансерном учёте с диагнозом «наркомания» состоят в этом году 13220 человек, что на 2,5 процента выше уровня предыдущего года. Это можно объяснить отказом части зависимых от употребления наркотиков и обращением их в учреждения здравоохранения и реабилитационные центры. В то же время количество впервые поставленных на учёт наркоманов снизилось на 24 процента.

Одно из самых негативных последствий болезни – смертность от передозировки. Практически по всем территориям области ситуация в этом смысле изменилась в лучшую сторону. В 2006 году зарегистрирован 271 случай отравления наркотическими средствами со смертельным исходом – почти в 2 раза ниже показателя 2005 года. Сохраняется такая тенденция и в текущем году: 77 фактов смерти от передозировки против 144 за аналогичный период прошлого года. Сокращается количество вызовов «скорой помощи», связанных с острыми отравлениями наркотиками: в этом году их было почти в 2,4 раза меньше.

– Вы считаете, что купить чек с героином в Иркутске – сегодня проблема?

– Во всяком случае, торговцы поменяли тактику мелкооптового и розничного сбыта. Продажа осуществляется в основном из автомобилей, при этом постоянно меняются места сбыта, повышается конспирация. Да и цена на героин растёт. Одновременно с этим уменьшается количество действующего вещества в так называемом чеке, в нём стало больше наполнителей. Это говорит о дефиците героина на криминальном рынке. Кроме того, наркополицией проведён мониторинг среди пациентов реабилитационных центров Иркутска и Ангарска. Вывод о дефиците наркотика подтвердился.

– Однако что-то не слышно о привлечении к уголовной ответственности крупных организаторов наркобизнеса, не считая, правда, Оксаны Облясовой, приговорённой к 18 годам лишения свободы.

– В целом судебная практика по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изменилась: стало больше обвинительных приговоров, предусматривающих торговцам реальное лишение свободы. В прошлом году за колючую проволоку отправились 502 наркосбытчика, что составляет 47% осуждённых по статье 228 УК РФ. Для сравнения: в 2005 году реальное наказание получили 370 человек (37%). Это свидетельствует как о повышении качества расследования и оперативного сопровождения уголовных дел, так и о привлечении к ответственности именно организаторов наркобизнеса. В крупнейших городах региона, Иркутске и Ангарске, процент осуждённых к реальному сроку лишения свободы составляет 73,4% и 79% соответственно.

– Но и количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, растёт.

– Мы стали активнее выявлять такие преступления. За январь — август 2007 года правоохранительными органами региона зарегистрировано 3178 фактов сбыта наркотиков, за аналогичный период прошлого года – 3075.

Количество раскрытых преступлений по наркоторговле составило 2145, в том числе совершённых группой по предварительному сговору и организованной группой – 298.

Изъято в этом году уже более 605 килограммов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Из них 573 кг (на 36% больше прошлогоднего) – наркополицией.

– Вы можете рассказать об операциях наркополиции, которые оказали серьёзное влияние на обстановку в регионе?

– В посёлке Тэмь Братского района, например, задержан КАМАЗ, загруженный мешками со свёклой. Он следовал из Алтайского края. При осмотре автомобиля обнаружены рюкзаки с 30 пакетами героина и опия-сырца. Всего около 35 кг наркотиков опийной группы, которые на чёрном рынке стоили несколько десятков миллионов рублей. В ходе следственно-оперативных мероприятий задержаны и помещены под стражу трое жителей Средней Азии. При расследовании этого дела, кстати, были зафиксированы попытка дачи взятки и угроза заместителю начальника регионального управления по северным территориям за изменение меры пресечения задержанным и содействие им в ходе следствия.

В этом году наркополицией возбуждено три уголовных дела по фактам контрабанды наркотиков, изъято более килограмма героина. Во всех случаях наркотики перевозились из республик Средней Азии внутриполостным способом – в желудках курьеров.

Серьёзное влияние на криминальную обстановку в Ангарском муниципальном образовании оказала операция, проведённая в июле. Тогда были задержаны организатор и участники преступной группы, контролировавшей не менее половины наркорынка г. Ангарска. Во время обыска на квартире лидера группировки изъято несколько сот купюр по 100 и 50 рублей, на которых выявлены следы героина. Изъяты также два автомобиля, «Тойота-Камри» и «Мерседес», используемые в преступных целях. В квартире, которую организатор специально арендовал в качестве склада и цеха для расфасовки зелья, обнаружено около двух килограммов героина в 20 пакетах и аптечные весы со следами наркотического порошка. За сутки торговцы успевали реализовать от 500 до 1000 разовых доз. Организатор и семь членов группировки были арестованы.

В этом году пресечён также канал поставки синтетических наркотиков на территорию Иркутской области из Санкт-Петербурга. В офисе компании DHL изъято почти 144 грамма амфетамина. Посылка была адресована несуществующему юридическому лицу. Но полицейские установили истинного адресата. Им оказался владелец одной из компаний г. Иркутска. Он был задержан вместе с соучастниками. Во время обыска на квартире и в офисе его компании обнаружены записи и финансовые документы, касающиеся незаконного оборота наркотиков. Сумма легализованных денежных средств составила 3,5 млн. руб. Уголовное дело направлено в суд.

– Как вы оцениваете «горячую линию» губернатора? Помогают ли звонки от жителей задерживать торговцев наркотиками?

– По «горячей линии» губернатора поступило 25% от общего количества звонков. Анализ показал, что в этом году граждане более активно обращаются в правоохранительные органы, в том числе открыто, не анонимно. В результате возросло количество подтвердившейся информации и сведений, полезных для деятельности органов наркоконтроля. Меры приняты уже по 248 обращениям, что составляет 27% от общего количества.

– Как вы считаете, достаточны ли принимаемые профилактические меры для снижения спроса на наркотики?

– Программы по профилактике наркомании и других социально-негативных явлений действуют сегодня в 27 муниципальных образованиях Иркутской области. В 9 муниципальных образованиях (Слюдянский, Ольхонский, Мамско-Чуйский, Иркутский, Качугский, Катангский, Усть-Удинский, Казачинско-Ленский районы и г. Свирск) такие программы находятся в стадии разработки либо приняты со сроком реализации в 2008–2010 годах.

Но даже там, где профилактические программы существуют, финансирование их составляет от 0 до 10% от запланированного. В полном объёме финансируется только целевая программа по профилактике наркомании «Выбор» Ангарского муниципального образования. Однако, не вкладывая деньги в предупреждение болезни, мы будем впоследствии тратить гораздо больше средств на реабилитацию наркозависимых, на борьбу с катастрофическими последствиями этого социального зла и сопряжённых с ним других негативных явлений.

Некоторые муниципальные образования, испытывая серьёзные трудности с финансированием, делают акцент на малозатратные мероприятия, в том числе и с привлечением специалистов наркоконтроля. К примеру, хороший эффект дают организация волонтёрского движения в г. Саянске, «точечная» работа специалистов Шелеховского района в посёлках и деревнях с опорой на активных и неравнодушных местных жителей, тесное взаимодействие администрации и правоохранительных структур в Слюдянском районе. Такой опыт, по-моему, заслуживает распространения.

Самим региональным управлением наркоконтроля профилактическая работа ведётся во взаимодействии с общественными организациями и религиозными конфессиями.

Стабилизировать обстановку в регионе возможно, лишь добиваясь последовательного снижения одновременно и спроса на наркотик, и предложения его на нелегальном рынке. Эти задачи и остаются сегодня главными в деятельности наркоконтроля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры