Очарование легенды
Первая премьера сезона «Легенды озера Байкал» в театре юного зрителя имени Вампилова произвела сильное впечатление. Спектакль построен по законам масштабного, полифонического действия, в котором присутствуют все жанры театрального искусства. Легенды Байкала, оформленные в сценический образ, в Иркутске ждали давно.
Драматургия спектакля, составленная в сценарий Линой Иоффе и Виктором Токаревым, очень важна. На её основе выстраивается грандиозное представление, героями которого становятся Байкал с его ветрами, островом Ольхон, реками и речушками, входящими в окружающую среду озера, становясь частью единой природы. На сцене она оживает, приобретает характер, свойственный тайге или заре, чайкам, всяк сущему на земле в его одушевлённом виде.
В основу спектакля легла известная история о том, как Ангара сбежала к Енисею. Мы и сами рассказываем её, когда возим гостей на Байкал.
Сама по себе легенда прекрасна, но в театре она не имела бы сильного воздействия на зрителя, если бы ей не были приданы черты гиперболизации, мощной эмоциональной выразительности, свойственной сценическому действию, в котором все детали важны. Спектакль состоит из гармоничного соединения сценографии, музыки, танцев, игры драматических актёров.
Художник-постановщик «Легенд озера Байкал» заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РБ Бальжинима Доржиев образную выразительность спектакля выстраивает просто – две прозрачные арки, в недрах которых просматриваются плавающие рыбы, могут сходиться и расходиться, обретая формы дуги, арки, полусферы, всего, на что способна зрительская фантазия. Кажется, художник специально не строил замысловатых декораций, сосредотачивая своё внимание на костюмах. Каждый можно назвать произведением декоративного искусства, потому что придумывался и изготавливался эксклюзивно.
По сути, костюмы – это стилизация материальных вещей бурятского изобразительного искусства. Традиционный халат трансформируется здесь в разные конфигурации восточной моды, предполагающей шаровары, жилетки, кафтаны, пояса, нательные рубахи. В каждом костюме такое количество деталей, что рассматривать их можно как реликтовую музейную вещь. Выполнялись они в ателье «Азия-мода» под руководством Людмилы Шараповой и в этномастерских у модельера-дизайнера Алёны Балсунаевой. Эксклюзивной чеканкой занимался заслуженный художник РБ Александр Чинбат.
Музыку к спектаклю написал композитор Владимир Соколов. Автор использовал в ней мотивы, которые ранее звучали в его спектакле «Легенда о Байкале» театра-студии «Театр пилигримов», и новые мелодии, написанные специально для спектакля ТЮЗа. Звучит эта музыка в записи, исполняется и «вживую», выполняя главную и аккомпанирующую роли. Темы бурятского горлового пения и песня о Байкале самостоятельны, многие другие становятся танцевальной основой спектакля и его общей атмосферой. Без музыки Соколова, впрочем, как каждой другой творческой детали, спектакль представить сложно.
Национальный колорит придаёт молодёжный ансамбль песни и танца «Улаалзай». В спектакле его исполнители задействованы в качестве гостей на празднике, но это не суть важно: парни и девушки, хорошо зная традиции и обычаи своего народа, исполняют номера качественно, с задором, незаурядным темпераментом. Ансамбль создаёт на сцене стремительность движения скачек, национальной борьбы, йохора. Выразительно смотрится танец Орла – символ победителя на любом спортивном состязании бурят.
Надо заметить, режиссёр-постановщик Виктор Токарев органично вписал ансамбль «Улаалзай» в структуру построения спектакля, как и учащихся студии пластики и танца «Мотылёк». Ребятишки исполняют в нём роли маленьких речек, впадающих в Байкал. В национальных бурятских костюмах они смотрятся синей россыпью, заполняющей видеоряд сценического пространства.
Сценарий в своей драматургической основе предусматривает персонажей, являющихся частью природы, и людей, живущих с ней в неразрывной связи. Не случайно братья Гомбо (актёр Олег Тупица) и Бадма (актёр Тимур Мухамедшин) становятся женихами Хэтэн, хозяйки баргузинской тайги (актриса Алёна Партысь), и Туяны – Зари-зарницы (актриса Елена Ивочкина). Именно природа помогает меткому охотнику добыть волшебные рога снежного барана, чтобы излечить своего брата Бадму, оказавшегося в страшных объятиях Сармы.
Ветры Баргузин (Владимир Безродных), Култук (Сергей Кузнецов) и Сарма (Ольга Дерфлер) – стихии Байкала, обладающие страшной разрушительной силой. В их взаимоотношениях есть своя интрига, игра вольной силы, готовой в каждую минуту проявить свою мощь. Эти ветры, как щепкой, играют «омулёвой бочкой», свободно передвигаются по сцене, словно гонимые энергией, которая с неудержимой силой пытается вырваться наружу.
Прекрасна Ангара, лучезарная дочь Байкала (Дарья Садовская), и её женихи Иркут (Михаил Цыбань) и Енисей (Александр Гаврилов). Они составляют «любовный треугольник», в котором сосредоточена основная драматургическая интрига спектакля. Иркут — свой, местный, ему и отдаёт предпочтение отец-Байкал. Енисей – пришлый, спустившийся с вершин далёких Саян, он – победитель, не полюбить его красавица Ангара не могла. Полюбив, разорвала каменные оковы темницы, чтобы понестись вперёд, в даль дальнюю к своему возлюбленному.
Байкал (засл. арт. Николай Кабаков) и Ольхон, друг и советник Хозяина моря (нар. арт. Вениамин Филимонов), выглядят на сцене по-настоящему былинными богатырями. В их стати и величии прочитывается вся мощь, на какую способна природа. Они властители поступков всех действующих лиц спектакля, определяют его конфликт и приводят действие к счастливому финалу. Ольхон уравновешивает взрывной темперамент Байкала, противопоставляет его эмоциональным поступкам логику здравого смысла.
В «Легендах…» интересно найдено существование актёров на сцене. Они не перевоплощаются в образы, а только представляют их. Психологизм, тонкая чувственная игра в легенде неуместны, всё должно быть объёмным, значимым, ярко выраженным в характерных деталях. Микрофоны, используемые в спектакле, как у эстрадных певцов, усиливают голоса, делают их звучание внебытовым, соответствующим таинственным и мощным звукам природы.
Особое место в спектакле занимает тема шаманизма. Аюна (засл. арт. Галина Проценко) – шаманка, управляющая силами духов. Звуки барабанов слышны в музыкальном строе, сопровождают танцы разбушевавшихся стихий. Движения актёров соответствуют ритуальным заклинаниям, которые необходимы шаманам во время обряда камланья. Духи на сцене проявляются в качестве энергетического двигателя спектакля, его внутренней силы и благословения на действие, которое придумал и воплотил на сцене театр.
Виктору Токареву, чтобы показать «Легенды озера Байкал», пришлось проявить не только постановочные, но и организаторские способности. По сути, он задействовал в нём три самостоятельных коллектива, ранее не соприкасавшихся в работе. Правда, Владимир Соколов в качестве театрального композитора вышел из ТЮЗа, но это было давно. Спустя годы, вернувшись в него, он не только украсил спектакль своей музыкой, но и привлёк в него певцов и исполнителей, работающих в «Театре пилигримов».
В спектакле состоялось всё. Его ждали, и он явил на сцене живой образ Байкала и героев легенд, которые не могли не слагать люди, живущие на его берегах. Это сценическое действие может быть одинаково интересно как иркутянам, так и гостям нашего города. Не найдётся зрителя, который бы не увидел в нём близкие темы. Спектакль доставляет радость своей эстетикой и сознанием того, что все мы причастны к земле, на которой живём, постоянно ощущая могучее дыхание славного моря, священного Байкала.