Уроки капитана
«Николай Алексеевич Логачёв» – так называется вышедшая недавно из печати очередная книга из серии СО РАН «Наука Сибири в лицах». Это пятая книга об известных учёных-геологах, подготовленная Институтом земной коры СО РАН. В ней воспоминания родных, коллег и друзей, очерки журналистов, посвящённые известному сибирскому учёному и организатору науки академику Николаю Логачёву.
Кажется, совсем недавно в кабинете Николая Алексеевича мы пили его любимый очень крепкий «полевой» чай под дымок сигареты и он рассказывал о себе, о замечательных людях, с кем довелось работать, о времени, когда романтизм и патриотизм были в особой чести, о своих планах написать обо всём этом книгу. Нас без конца прерывали. Кто-то звонил, кто-то приходил за советом, и речь шла то о варианте очередной статьи, то о редакции чьей-то рукописи, то о предстоящей встрече с зарубежными коллегами, то о каких-то организационных вопросах. А на столе, заваленном бумагами, нетерпеливо ждали решения какие-то неотложные документы. Словом, во всём ощущалось биение кипучей жизни деятельного человека. А ведь тогда он уже был тяжело болен и до конца оставались считанные месяцы…
Николай Алексеевич прошёл путь от лаборанта до признанного в стране и мире учёного и организатора науки. Более 20 лет возглавлял Институт земной коры, который создавался на его глазах и развивался благодаря его усилиям. 15 лет руководил крупнейшим в Сибири Иркутским научным центром СО РАН, и на эти годы пришёлся период самого интенсивного развития и расцвета иркутской науки. Высок был авторитет учёного в решении важных задач регионального и государственного значения. Он был депутатом Верховного Совета СССР, Почётным гражданином Иркутской области и города Иркутска.
Академик Николай Логачёв сказал весомое слово в геологической науке. Установленные им закономерности материкового рифтогенеза имеют мировую известность. Под его руководством разработаны модели геодинамики рифтовых зон и определены критерии оценки современной динамической активности материковой литосферы. Существенный вклад он внёс в изучение неотектоники и геоморфологии Сибири. Заложенные им идеи широко используются в практике геологического картирования и изысканий Восточной Сибири и Монголии. Он руководил широкомасштабными и успешными исследованиями геологических и сейсмических условий строительства БАМа. Автор и соавтор более 200 научных работ (из них 10 монографий) и многих публицистических статей, участник международных экспедиций в Монголию, Восточную Африку, Исландию.
«Люди такого формата всегда оставляют глубокий след в памяти живущих рядом, оказывают влияние на будущее как отдельных личностей, так и больших коллективов, открывают новые горизонты науки. Этот след и есть «памятник нерукотворный», достойный такой личности, как академик Логачёв», — пишет в своих воспоминаниях его ученик, заведующий лабораторией ИЗК Владимир Саньков. Знаковой фигурой для геологии, для института, для Иркутска называет Николая Алексеевича его преемник — директор ИЗК, член-корреспондент РАН Евгений Скляров.
«Науку можно сравнить с океаном, открытым как для корабля, так и для баркаса, – размышляет журналист Олег Быков. — Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нём сельдей. Быть капитаном большого океанского корабля способен далеко не каждый… Словно предчувствуя, что грядут не самые лучшие времена, ветра, а вернее цунами перемен, Логачёв весь свой авторитет и способности употребил для прорыва по всем направлениям. За период председательства, а это пятнадцать лет (три рекордных срока!), Академгородок пережил второе рождение: были построены ВЦ, солнечный радиотелескоп в Бадарах, справил новоселье Лимнологический институт, раздвинул плечи и его родной ИЗК. Ускоренными темпами строились жильё, объекты соцкультбыта.
…Сдал вахту капитан. Штормы и ураганы изрядно потрепали судно, команду, но груз – основная его часть – сохранён. Новые колумбы, те, кто принял штурвал, крепко помнят уроки капитана, знают, что океан не прощает слабых, что будут впереди не только новые испытания, рифы и дрейфы, но и новые горизонты».