издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бриллианты из солнечной короны

Каждый год в сентябре собирает на Байкале будущих и уже известных учёных Байкальская школа фундаментальной физики. В этом году эта встреча была десятой, и проходила она не в стенах Института солнечно-земной физики СО РАН, а на турбазе «Ёлочка». Особо торжественным на этот раз было и открытие. Звучала песня, посвящённая школе, обсуждали очередной фильм «БШФФ показывает…», запечатлевший серьёзные и забавные сюжеты предыдущих встреч. Никого не оставило равнодушным взволнованное выступление директора Института солнечно-земной физики СО РАН Гелия Жеребцова. Он рассказывал о том, как начинались 50 лет назад геофизические исследования в Восточной Сибири, о тех, кто был первым, их мечтах и делах, задачах сегодняшнего дня. И словно возник мостик поколений из далёкого международного геофизического года (МГГ-1957) к нынешнему международному гелиофизическому году (IHY – 2007).

В перерыве Гелий Александрович поделился своими размышлениями:

— В самые трудные для науки годы, когда не то что о развитии, впору думать было о сворачивании каких-то направлений, мы замыслили создать Байкальскую молодёжную научную школу по фундаментальной физике, подобную существовавшей в 70-х годах. Была такая боль, такое желание не утратить созданное, передать в надёжные руки уже хорошо поставленное, выстроенное годами дело, что о каких-то дополнительных затратах даже не думали. Это было не просто какое-то очередное мероприятие. БШФФ стала одним из важных элементов политики руководства, учёного совета института, направленной на привлечение молодёжи в науку.

Сегодня школа, которая стала уже международной, приобрела такую популярность, что в этом году пришлось, даже вопреки внутренним убеждениям, отказывать кому-то. Материалы и заявки шли со всей России и из-за рубежа. И выбор лекторов был большой. Причём среди них были не только известные учёные столичных и сибирских вузов, но и уже наши ученики.

Цель школы – показать молодым современные достижения и нерешённые проблемы не только солнечно-земной физики, но и астрономии, геофизики, поскольку те процессы, которые мы изучаем, происходят и в других областях. Такое представление расширяет кругозор. В своём выступлении я рассказывал, в частности, о том, какие задачи перед нами ставит международный гелиофизический год — 2007. Это даже не программа, это концепция, напутствие, завещание поколения учёных, которые прошли путь от первого МГГ. Я бы сказал, что это не просто разговор о физике, а некая попытка провести гуманистическую идею сохранения науки, а значит, цивилизации. Ведь без познания окружающего мира нет развития.

Надо не просто провозглашать, декларировать, а сегодня уже намечать шаги, в каком направлении двигаться дальше. Размышляя, понял особое значение МГГ и попытался в своём докладе-обращении донести это до молодёжи. Они хорошо восприняли, и я подумал: как здорово, что я эту школу придумал. Молодые ребята получают информацию из уст тех, кто 50 лет назад всё начинал. Для коллег моего поколения важно ведь не просто продвинуть, а передать квинтэссенцию своих знаний, ознакомить с теми методологиями, которые мы применяли, чтобы молодым было легче идти вперёд. Ведь наука сейчас развивается очень быстро и по спирали, каждый раз обогащаясь новыми, более детальными сведениями, и надо за всем поспевать.

Хочу отметить, что сегодня в науку пришли прекрасные ребята, с высоким качеством знаний. Думаю, нам уже есть на кого опереться. Могу признаться, что я в их возрасте не обладал таким багажом. Да, умел делать многое своими руками, имел жизненную хватку, но их уровень подготовки выше. Хотя фундаментальной науке надо, на мой взгляд, ещё раньше начинать работать со студентами, внедряться уже со 2-го курса, обращая ребят в свою веру.

Участники школы слушали маститых учёных, дискутировали по спорным, актуальным вопросам, сами выступали с докладами, вынося на суд широкой аудитории свои первые научные выводы. Во время школы прошёл конкурс молодёжных проектов. Среди победителей, которых выбрало строгое жюри, были молодые учёные из разных городов России: Алексей Петров – НИИ ядерной физики МГУ, Михаил Гарасеев – Институт прикладной физики Нижнего Новгорода, Фёдор Уртьев – Физико-технический институт РАН Санкт-Петербурга, Алексей Кочанов — Иркутский госуниверситет и сотрудники ИСЗФ СО РАН Иван Мышьяков и Максим Еселевич.

Все дни школы были очень насыщенными, но молодёжь находила возможность отдохнуть, развлечься, пообщаться в неформальной обстановке. Особую роль играла сама атмосфера школы, совместные поездки на уникальные обсерватории Института солнечно-земной физики и, конечно, на Байкал.

«Всё было интересно, — поделился своими впечатлениями молодой учёный, сотрудник ИСЗФ СО РАН Даниил Козлов. — Интересно наблюдать, как мэтры себя ведут, слушать, что говорят. Широкий диапазон знаний получили за короткое время. Три года аспирантуры что-то дали, но ещё столько хочется узнать, понять, больше получить знаний о других сопутствующих моему направлению исследованиях, явлениях, ведь очень многие процессы взаимосвязаны.

Мечтаю продолжить то, что сделано старшими, и хоть что-то создать своё. Моя работа посвящена изучению плазменно-волновых структур в магнитосфере Земли. Здесь происходят интересные вещи, много непознанного, так что работы – непочатый край».

«Учёные старшего поколения успели сделать многое, они же и поставили новые задачи, которые мы призваны решать, — дополняет своего коллегу Александр Афанасьев. — Мне кажется, что в последнее время за счёт особого внимания к молодёжи и благодаря вот таким школам молодое поколение проявляет всё больше интереса к науке.

Я занимаюсь исследованиями распространения радиоизлучения в короне Солнца. Здесь тоже есть что изучать, например, механизмы генерации всплесков в радиодиапазоне и целый комплекс других проблем. Эти и другие разработки, которые ведутся в нашем институте, важны для прогнозирования поведения Солнца. Человечество всё активнее осваивает космическое пространство, и всё важнее становятся знания о том, какие сюрпризы может преподнести Солнце, ответственное за формирование «космической погоды». В нашем институте для наблюдения за его поведением есть хорошие инструменты, и есть проекты новых установок, ещё более совершенных, которые предстоит создавать уже нам».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры