издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Россия между прошлым и будущим

Недавнее решение Президента Путина возглавить список «Единой России» на предстоящих второго декабря выборах в Государственную Думу РФ широко обсуждается в России. Некоторые аналитики и СМИ считают, что решение главы государства было неожиданным и непрогнозируемым. Наш сегодняшний гость – политолог НИКОЛАЙ КОРЧАГИН - считает, что поступок Владимира Путина вполне логичен.

Так было…

Часто для того, чтобы определить, как двигаться далее, нужно сначала проанализировать пройденный участок пути. Новейший этап развития России начался примерно двадцать лет назад – в 1987 году, когда Михаил Горбачёв стал перестраивать СССР, не отдавая отчёт в том, что попытки косметического ремонта советской системы могут привести к её полному демонтажу.

Не верьте, что крах СССР был спланирован заранее. Оппоненты советской державы, и в первую очередь американцы, конечно, многое сделали, чтобы помочь упасть советскому колоссу, и всё же он рухнул сам, раздираемый внутренними проблемами и противоречиями.

Начало девяностых – страшное, беспощадное время. Советская плановая экономика была дезорганизована, предприятия встали. Стране в равной степени оказались не нужны и рабочие, и академики. И те, и другие перебивались случайными заработками, потому что зарплату не платили годами. Нищая армия пропивала целые танковые полки, а на Кавказе полыхнула огнём мятежная Чечня. Казна пуста. Страна всё прочнее подсаживалась на кредитную иглу, становясь заложницей Международного валютного фонда.

Авторитет России на мировой арене стремился к нулю, в американских газетах публиковались карикатуры – русский медведь просит милостыню с плакатом «Готов на всё за еду».

Ельцин. Фигура противоречивая, непростая. Но не будем забывать, что на первого президента России власть рухнула в обстоятельствах чрезвычайных. Был ли готов к ней Борис Ельцин? Так или иначе, но он сделал для России не так уж мало. Дважды, в 1991-м и 1993-м годах, был вынужден выводить страну из политического кризиса. И оба раза страна отделалась малой кровью – гражданской войны не было, и – что важно! – оба раза армия так и не выступила как сторона в решении политических вопросов.

Парад суверенитетов – «Берите столько, сколько сможете» – прошёл относительно мягко. Да, республики СССР ушли, но пределы Российской Федерации отстоять удалось, несмотря на самодурство губернаторов и аппетиты местных элит.

Приватизация, какой бы криминальной она ни была, дала главное: прослойку предпринимателей-собственников. И первые инвестиции в производство пошли именно через них. В традиционной российской неразберихе, в захлестнувшей страну коррупции, в грязной пене информационных войн формировалась стартовая площадка, с которой обновлённая Россия могла проложить курс в будущее.

Так есть…

Мог ли Борис Ельцин повести страну дальше? Нет. И, уверен, он сам отлично это осознавал. И дело даже не в пошатнувшемся здоровье. Чтобы вести страну в будущее, нужен был новый лидер. Ельцин был слишком крепко повязан со своим окружением, опутан сложной системой взаимных обязательств, да и психологически он был борец, но не созидатель.

Появление на политическом горизонте Владимира Путина было неожиданным. Сначала его недооценили. «Кто вы, мистер Путин?» — недоверчиво спрашивали журналисты. У всех были основания для того, чтобы не доверять Путину: он полковник КГБ, ставленник Ельцина, сослуживец Собчака… Но мало-помалу из расплывчатого образа полковника Путина стали выступать новые черты: грамотного тактика, жёсткого политика. Лидера.

Начинается кадровая революция. Негромко, но последовательно Путин расставляет на ключевые посты новых людей, тех, кого потом назовут его командой. Начинается давление на олигархов. «Уйдите из политики», — открытым текстом говорит им Владимир Путин и добивается своей цели. Учреждается финансовая разведка, меняется налоговое законодательство, жёсткий контроль вводится над наполнением стабилизационного фонда, куда экспортёры отчисляют солидный процент от валютной выручки.

Федеральный центр начинает наступление на регионы. Идёт большая работа по приведению регионального законодательства к федеральным нормам. Сейчас это кажется курьёзом, но в 2000 году в Уставе, например, республики Саха Якутия государственными языками числились якутский и русский… а деловым – английский!

Министерство финансов начинает контролировать исполнение региональных бюджетов. Шаг за шагом Путин ликвидирует последствие парада суверенитетов, снова собирает регионы вокруг Москвы.

Контроль государства за экспортом углеводородов позволяет восстановить весомый валютный и золотой запас. Россия выплачивает внешние долги. Рубль, который недавно дразнили деревянным, сегодня весом. Крепок. Надёжен. Начинается подъём экономики. Неравномерный, только в тех отраслях, где Россия ещё имеет накопленные технологические преимущества – но рост! Страна начинает подниматься с колен.

Ещё один важный шаг – это стабилизация в Чечне. Тут всё непросто. На удачные военные операции федеральных сил боевики отвечают кровавыми терактами, и всё же Путину удаётся переломить ситуацию. Военная стадия антитеррористической операции завершена, лидеры боевиков убиты или бежали, в самой республике сделана ставка на конструктивное развитие.

Страна преодолевает комплекс пораженчества, психологию побеждённых. И как здоровая реакция выздоравливающего организма – возрождение патриотизма, духовности. Укрепляется стабильность. Возвращается вера. В страну. В людей. В себя.

Рейтинги убедительно показывают: для многих президент становится моральным авторитетом.

В такой ситуации начинается становление «Единой России», которая провозглашает себя партией единомышленников Владимира Путина. Численность партии растёт, растёт и её авторитет. Череда побед на выборах, партия получает большинство в Государственной Думе.

Административный ресурс? Да, но не только. Путин объединяет вокруг себя не просто единомышленников, а людей, которых не устраивает роль России как экономического и политического аутсайдера. Это не только политики, это главы регионов и городов, руководители крупных предприятий, бизнесмены, учёные. Сотни тысяч простых людей, которым не безразлична судьба страны. Люди объединяются вокруг человека, которого считают национальным лидером.

Так будет…

Сегодня Путин возглавляет партийный список. Почему? Зачем его сторонникам большинство в Думе? Причина очевидна. Для продолжения развития России сегодня стратегически важна преемственность.

Российский экономический рост во многом обеспечен ценами на энергоносители. Но очевидно, что рано или поздно нефть перестанет быть сырьём номер один. Мировой цивилизации уже тесно в технологических рамках, которые диктуют ей узкие рамки углеводородного топлива. Во всём мире идут поиски технических решений, которые бы позволили сначала стабилизировать потребность в нефти и газе, а потом – снизить её потребление.

Первый этап – это использование энергосберегающих технологий, альтернативных видов топлива, изготавливаемого из возобновляемых источников: отходов, растительного сырья. Ещё десять-пятнадцать лет назад электродвигатели устанавливали только на маломощные автомобили узкоспециального назначения, а сегодня значительная часть автомобилей, продаваемых на японском рынке, уже используют так называемые гибридные двигатели, сочетающие в себе двигатель внутреннего сгорания и электромотор. К середине двадцать первого века учёные прогнозируют появление двигателей, сконструированных на основе использования принципиально иных видов энергии. Это значит, что эра бензина закончится, как окончилось полвека назад безраздельное господство угля.

России сегодня дан уникальный исторический шанс. Доходы от бума нефтяных цен нужно успеть инвестировать в создание отечественной экономики, конкурентоспособной через десять-пятнадцать лет. Причём лозунг «догнать и перегнать Америку» сегодня не актуален. У нас нет запаса времени и ресурсов для изматывающей гонки за лидером, нам нужно работать на опережение.

Путин инициировал пакет амбициозных проектов, известных как «национальные проекты». Используя средства, аккумулированные в фонде развития, он стремится использовать эти годы с максимальной эффективностью для создания инновационной экономики. Именно поэтому сегодня стартовал проект «Нанотехнологии», который должен вывести Россию на ведущие позиции в недалёком будущем.

Сумеем ли мы завершить то, что «Единая Россия» обозначила как «План Путина»? Здесь очень многое зависит от того, удастся ли сохранить преемственность в органах государственной власти. Если вместо политика-государственника с репутацией национального лидера бразды правления страной окажутся у болтуна-популиста, получающего инструкции по электронной почте с вашингтонских или лондонских серверов, Россию как мирового лидера можно будет вычёркивать с геополитической карты мира. Так что выборы в Государственную Думу 2 декабря этого года превращаются, по сути, в референдум по поддержке курса Президента Владимира Путина. Или страна останется на пути развития, или политические риски на непростом российском пути удвоятся и утроятся.

Записал Андрей СЕРГИЕНКО

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры