Монополия посредника
Как остановить рост цен на продукты питания?
Рост цен на продовольственные товары стал предметом оживлённого обсуждения в стенах администрации Иркутской области. В пятницу этому вопросу было посвящено совещание, в котором приняли участие заинтересованные структуры, а в понедельник вопрос обсуждался во время еженедельных докладов руководителей структурных подразделений администрации перед губернатором области. В отсутствие губернатора разобраться, какие меры может принять исполнительная власть для стабилизации цен, пытался первый заместитель губернатора Юрий Параничев. В итоге было решено провести дополнительное совещание с участием представителей региональных и федеральных структур.
По данным заместителя директора департамента экономики области Владислава Буханова, с декабря 2006 года по сентябрь 2007-го цены на продукты выросли на 7,3%. Однако цены на отдельные виды продуктов растут значительно быстрее. Например, на сыры за те же 9 месяцев они выросли на 160,7% к уровню прошлого года, на подсолнечное масло – на 155,2%, на сливочное масло – на 123,1%, на хлеб – на 128,4%, на яйцо – на 111,5%.
Наибольший рост цен зарегистрирован на сыры, масло, творог, молоко, сметану. С августа по сентябрь оптовая цена на молоко марки «Весёлый молочник» компании «Вимм-Биль-Данн» выросла с 13,6 рубля за литр до 17,1 рубля. У иркутского ОАО «Молоко» цена выросла на 10 рублей, с 15,3 до 16,8 рубля. Между тем в Иркутской области некоторые продукты даже дешевле, чем в соседних регионах. Хлеб у нас дешевле, чем в Читинской области, сливочное масло – в Улан-Удэ, Омске, Абакане, молоко – в Красноярском крае, Читинской области. Меры, принятые администрацией в сентябре, позволили на какое-то время стабилизировать ситуацию. Например, снизилась стоимость ржаного и ржано-пшеничного хлеба, пшена, муки, овощей.
По мнению Владислава Буханова, «причины, породившие всплеск цен, будут накапливаться». Например, рост цен на молоко и молочные продукты в регионе и в стране в целом спровоцирован мировым молочным кризисом, который, в свою очередь, вызвала засуха в Океании и Австралии. Эти страны являются основными поставщиками сухого молока в мире. Программа Китая по кальцинированию населения выступила катализатором процесса.
«Ни для кого не секрет, что большая часть продукции в нашем регионе делается из сухого молока, — заметил Владислав Буханов. — Когда было натуральное молоко, оно только разбавляло общую цену. Сейчас удои молока будут падать, следовательно, есть вероятность того, что цена снова вырастет».
— То есть вы прогнозируете дальнейший рост цен? – поинтересовался Юрий Параничев.
Но Владислав Буханов от роли эксперта отказался, заметив однако, что меры принимаются даже в наиболее благополучных южных областях, которые наименее зависят от мировых цен, потому что имеют возможность обеспечить рынок своим сырьём. Кроме того, на росте цен сказалось увеличение транспортных и коммунальных тарифов.
На совещании был затронут вопрос о поставке в регион сои. Это основное сырьё для производства растительного масла. Например, один из постоянных российских поставщиков сои отказался от своих обязательств на нынешний год. При этом он сослался на негласное указание руководства своего региона, которое запретило вывозить сырьё за его пределы. В результате для иркутского Масложиркомбината стоимость сырья возрастает, причём пока трудно прогнозировать на сколько.
По словам директора департамента агропромышленного комплекса Юрия Бажанова, сельхозпроизводители практического влияния на рост стоимости продуктов не имеют. «Судите сами, — призывал Юрий Бажанов коллег, — себестоимость мяса крупнорогатого скота в убойном весе составляет 82 рубля, а цена реализации – 92 рубля. Свинина – 110 рублей и 133 рубля соответственно. В то же время зарплата в секторе самая маленькая. В прошлом году она составила всего 6100 рублей. В этом году – 7000 рублей».
— У нас в области есть такой крупный производитель, как ОАО «Белореченское». При этом цена на яйцо в регионе выше, чем в соседних субъектах. Можете объяснить почему? – допытывался Юрий Параничев.
— Себестоимость составила 15 руб. 22 копейки. Реализовали они это яйцо по 17 руб. 96 копеек. Дальше яйцо поступает в торговлю, его берут оптовики, и мы влияния на цену не оказываем, — сказал Юрий Бажанов.
— У «Белореченского» есть своя торговая сеть, — парировал Юрий Параничев. — Мы увеличиваем бюджетную поддержку, мы вкладываем солидные деньги, мы говорим о реализации национального проекта, о реализации двух областных целевых программ, и в то же время сельхозпроизводители рентабельность не повышают. Почему-то у нас цепочка развивается совершенно неконтролируемым способом.
Помощь «Белореченскому» неожиданно пришла от главы регионального управления Федеральной антимонопольной службы Валентины Замориной. Она отмела предположения о монопольном сговоре на рынке и заметила, что нарушение антимонопольного законодательства наступает, если какая-то торговая сеть занимает больше 35% рынка. В Иркутской области таких сетей нет. По данным ФАС, 60% потребности растительного масла удовлетворяется и вовсе за счёт ввозной продукции. На предмет раскручивания цен были проверены крупные торговые сети и магазины «шаговой доступности». Выяснилось, что рентабельность составляет примерно 18-20%, у магазинов «шаговой доступности» иногда и вовсе около 2%, и всё зависит от поставщиков.
«Я сегодня с ужасом узнала, что отпускная цена на яйцо 17 рублей. В магазине «шаговой доступности», принадлежащем ОАО «Белореченское», отборные яйца стоят 41 рубль, — заметила Валентина Заморина. — Мы можем сколько угодно вливать деньги в сельхозпроизводителя, винить торговлю. Мы теряем деньги на посредниках. Вы думаете, у нас масло подсолнечное или маргарин поступают в магазины непосредственно от Масложиркомбината? Нет, оно проходит 2-3 посредника. То же самое с молоком. Можно сколько угодно говорить о монопольном сговоре. У кого сговор, если продукция проходит через 2-3-х посредников? Нужно смотреть, какие меры принять, чтобы производители работали непосредственно с торговой сетью. Если мы решим эту проблему, можно будет говорить о возможности реального снижения цены». Проект решения совещания, состоявшегося в пятницу, в котором предприятиям торговли рекомендуется применять минимальную торговую надбавку, Валентина Заморина назвала «выхлопом в пустоту».
Заместитель губернатора Михаил Клоков согласился с доводами главы антимонопольного управления. Он отметил, что ту же картину даёт и анализ Роспотребнадзора. «У нас реально нет конкурентной среды в прослойке посредников. По существу, это монополия, хотя Валентина Андреевна меня поправит, — заметил Михаил Клоков. — Основные усилия нужно направить на то, чтобы разобраться в этой цепочке и создать конкурентную среду с помощью тех рычагов влияния на ситуацию, которые у нас есть». Второй причиной, и очень существенной, стало то, что наши предприятия полностью зависят от поставщиков. В частности, попадает в эту категорию Масложиркомбинат. Возможный выход – заключать партнёрские договора с соседними областями, чтобы учитывались интересы области.
Что касается цен на зерно, Михаил Клоков признал, что «мы сами спровоцировали ситуацию, продекларировав, что будет выдано 5 тысяч тонн зерна, которое реально выдано не было, распылив это зерно по предприятиям, которые производят 1-2 тонны хлеба в сутки. Это было сделано не совсем продуманно. В конце концов, зерно, которое было выделено, 4-й категории, чуть ли не фуражное. Вопрос: какой хлеб мы хотим получить из такого зерна? Речь шла о том, что нам нужно стабилизировать ситуацию на сентябрь-октябрь, для того чтобы получить новый урожай. Новый урожай мы получили, но он не идёт в реализацию, производитель выжидает».
Фото Николая БРИЛЯ