Байкальский сценарий
Приангарье выбирает стратегию развития
Научно-практическая конференция «Комплексная экспертиза стратегии развития Иркутской области», организованная администрацией Иркутской области и Фондом регионального развития, проходит с 20 по 24 октября на одной из турбаз под Иркутском. За пять дней работы участники конференции должны совершить некий исторический прорыв - разработать пространственно-временную карту стратегического развития области. Выступая на открытии конференции, заместитель главы администрации области Михаил Клоков заметил, что Приангарью предстоит выбрать стратегию развития, которая поможет ему стать одним из опорных регионов РФ.
В первый день участникам было представлено три варианта стратегий, разработанных внешними экспертами. По замечанию руководителя Фонда регионального развития Алексея Козьмина, каждый из этих проектов отражает один из аспектов развития региона. Теперь предстоит провести их «сборку», для чего и привлечены региональные эксперты – представители власти и бизнеса, науки и образования, общественных организаций, органов местного самоуправления.
Проект центра стратегических исследований «Северо-Запад», который озвучила представитель компании Виктория Мовилы, рассматривает три варианта развития области: инерционный, «новая индустриализация» и «капитализация Байкала». При этом даже самый малоперспективный, инерционный путь развития обеспечит экономический рост области. Это обусловлено доступностью ресурсов региона. Около 70% представленных региональных инвестиционных проектов связаны именно с добычей и освоением месторождений, строительством транспортной инфраструктуры. Этот сценарий не состоится только в том случае, если цены на сырьё упадут, что в условиях сырьевого суперцикла практически невозможно. Активный рост экономики стран АТР также стимулирует рост потребности в сырье. Однако этот сценарий имеет предел роста, связанный с исчерпаемостью природных ресурсов.
Более предпочтительны для области сценарии активного развития — «новая индустриализация» и «капитализация Байкала». Первый из них предполагает создание современных технологий переработки того же сырья. Приоритетными становятся добыча углеводородов, химическая промышленность, нефтегазохимия, обогащение урана, лесопереработка и лесохимия. Второй и, по мнению экспертов «Северо-Запада», наиболее предпочтительный сценарий для области связан с эксплуатацией уникального природного ресурса – озера Байкал.
Как заметила Виктория Мовилы, «новая индустриализация» первоначально обеспечит более высокие темпы роста, но сценарий капитализации Байкала обеспечит более стабильное развитие, и в конечном счёте только он может повысить значимость региона в стране и мире. Кроме того, Байкал – ресурс бессрочный, в отличие от полезных ископаемых. Для того чтобы развиваться по третьему сценарию, области необходимы формирование туристического кластера и строительство нового аэропорта, активная маркетинговая кампания и новая экологическая политика. Причём, по словам Виктории Мовилы, сценарии не противоречат друг другу.
Старший консультант компании «Strategy partners» Максим Лозовский озвучил результаты работы экспертов своей компании. Максим Лозовский подчеркнул, что Иркутская область обладает уникальными возможностями. «Уральский регион – это развитая промышленность, научно-образовательный комплекс. Но одновременно это выработанные месторождения и очень неблагополучная экологическая обстановка. Новосибирск и Томск – безусловно, развитый научный потенциал, но по сравнению с иркутской промышленностью не так конкурентоспособны. Красноярск – ближайший конкурент Иркутской области, имеющий развитую промышленность, энергетику, сырьевую базу, но даже с учётом того, что там будет национальный университет, конкурировать с иркутским научным комплексом он пока ещё не в состоянии. На Дальнем Востоке тоже нет такой промышленности и науки. Есть выгодное географическое положение. И только у Иркутской области есть всё это, вместе взятое. «Что я хочу подчеркнуть? Мы с вами – единственный уникальный регион», — заявил Максим Лозовский, чем сразу завоевал сердца собравшихся. Даже экс-губернатор области Юрий Ножиков вынес проекту компании «Strategy partners» весьма лестную оценку.
После многообещающего вступления публике был предложен вовсе не столь радужный анализ настоящего состояния дел. По росту ВРП Иркутская область входит в последнюю десятку регионов России. По объёму инвестиций на душу населения область занимает 54 место в стране, инвесторы и рабочие-мигранты предпочитают другие регионы.
Одним из негативных факторов развития экономики области была названа низкая производительность труда. Например, в металлургии, которая у нас считается одной из наиболее развитых отраслей, доля производительности от соответствующей отрасли в США составляет всего 14%. В сельском хозяйстве соответствующие цифры составляют 2%, в электроэнергетике – 4%, ЖКХ – и вовсе 1%. Лидером оказалась торговля, где производительность составила 83% от показателей США. При этом подавляющее число работающего населения занято в отраслях с низкой производительностью и низкой зарплатой.
«Мы не умеем работать так, как работают на Западе, — заметил Максим Лозовский. – Мы продолжаем вкладывать деньги в те отрасли, которые демонстрируют настолько низкую производительность, что, вступи мы в ВТО, их бы просто смели. При повышении производительности труда у нас будет высвобождаться столько людей, что мы ещё встанем перед проблемой, куда их направлять, — заявил Максим Лозовский. – Кстати, это проблема не только Иркутской области. Мы сейчас работаем с Южным федеральным округом, там люди ещё хуже работают». Основная причина – работа по устаревшим технологиям. Юрий Ножиков отметил, что у нас обычно делается упор на технологическом отставании, которое и называют причиной низкой производительности труда. При этом не учитываются иные аспекты, такие как моральное состояние и нравственные установки.
Рабочих рук не хватает, при этом «рабочие руки» получают в среднем 4,9 тысячи рублей, и мы при этом ничего не делаем, чтобы они получали больше. Нужно высвобождать рабочих за счёт повышения производительности труда, направлять освободившийся резерв в другие сектора и при этом повышать зарплаты. Это скрытый резерв экономики Иркутской области.
Максим Лозовский также предложил для Иркутской области три сценария развития: сырьевая и традиционная экономика, постиндустриальное развитие и сбалансированное развитие. Последний сценарий наиболее отвечает требованиям привлекательности и достижимости. Самым лёгким при этом представляется опять же сырьевой путь. Но идти им не хотелось бы. Соответственно самый привлекательный — постиндустриальный сценарий, тем более что потенциал для его реализации есть. Однако нет условий, и слишком маловероятно, что они могут быть созданы.
При выборе сбалансированного сценария наиболее приоритетными отраслями становятся туризм, химия и нефтехимия, научно-образовательный комплекс, машиностроение. В поддерживающих секторах наибольшее развитие должны получить строительство, малое предпринимательство и транспорт. При этом добыча сырья остаётся приоритетной отраслью. «Мы будем зарабатывать на сырье деньги и частично уводить их в новые технологии», — предложил Максим Лозовский.
Предварительное изложение концепции Иркутской агломерации, точнее, её народонаселенческий аспект изложил руководитель Приволжского центра стратегических исследований Сергей Градеровский. Он также озвучил три возможных сценария: «всё остаётся как есть», «организованное отступление с наименьшими потерями», «формирование площадки нового освоения». Первый и самый пессимистический сценарий рисует иную Сибирь, населённую более энергичными и многочисленными народами, к помощи которых в конце концов придётся прибегнуть, чтобы решить проблему освоения природных ресурсов Восточной Сибири. Однако иностранные народы принесут на территорию свои нормы жизни и поведения, и в конце концов это приведёт к частичной или полной утрате суверенитета на территории.
Второй сценарий говорит о том, что депопуляция в стране неизбежна. Поэтому России в целом и Сибири в частности нужно учиться жить в логике как минимум полувекового демографического сжатия. Бессмысленно пытаться удержать всё пространство, придётся чем-то жертвовать ради сохранения целого. Удержаться в Сибири можно форпостами и агломерацией, по сути, такой форпост — в Восточной Сибири. Сценарий не гарантирует головокружительного успеха, но даёт шанс, в том числе и политическим элитам, на долголетие. Что касается третьего сценария, он слишком маловероятен, по признанию самих разработчиков.