Чиновничье дело
Коррупционный скандал, связанный с расследованием дела о мошенничестве в Дорожной службе Иркутской области, получил развитие. В понедельник было официально заявлено о том, что в качестве подозреваемого в нём фигурирует заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов. А в среду он уже был заключён под стражу.
Официальные лица и местная политэлита не спешат комментировать происходящее, реагируя очень однообразно: «На то, чтобы разбираться в этом деле, у нас есть правоохранительные органы». Зато реакцией непосредственного начальника Сергея Воронова – губернатора Александра Тишанина – стало обращение к жителям Приангарья.
«Конкурент» писал о деле Дорожной службы в номере за 6 октября. В его расследовании принимают участие сотрудники Главного следственного управления при ГУВД по Иркутской области и межрегионального отдела Главного управления МВД России по Сибирскому федеральному округу совместно с РУ ФСБ по Иркутской области. В конце сентября в качестве подозреваемого по делу был задержан Виктор Бушуев, в течение нескольких месяцев исполнявший обязанности руководителя ДСИО. 4 октября ему было предъявлено обвинение в мошенничестве и нецелевом использовании 42 млн. рублей, полученных предприятием в виде кредита.
В понедельник следственное управление ГУВД Иркутской области сообщило, что подозреваемым по делу является ещё и заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов. К тому времени Виктор Бушуев был переведён из следственного изолятора Иркутска в изолятор временного содержания в Новосибирск. А достоянием общественности стала информация о том, что Воронов был допрошен и следствие применило к нему меру пресечения в виде подписки о невыезде. Он так же, как и Бушуев, подозревается в умышленном тяжком преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере в отношении имущества Дорожной службы, совершённом в период с декабря 2006 года по май 2007 года. Сумма причинённого ущерба равна 42 млн. рублей, говорится в постановлении об избрании меры пресечения.
Воронов немедленно отреагировал на распространённую ГУВД информацию. В понедельник вечером он созвал пресс-конференцию, на которой заявил о том, что намерен обжаловать меру пресечения. Более того, он не счёл себя виновным. «Я ни в чём не виноват, не совершал преступлений и не планирую их совершать. Оцениваю эту ситуацию как ненормальную, которая мешает мне работать, сожалею, что эту информацию предали гласности, и в этом я усматриваю давление на себя», – цитирует Воронова агентство «Сибирские новости». Вице-губернатор отметил, что курирует очень сложный сегмент – финансы, «и любой человек может кинуть в меня камень – обвинения. Мои определённые решения порой бывают очень непопулярны». По его словам, работа по увеличению налогооблагаемой базы в регионе, поступлений в региональный бюджет для ряда предпринимателей – это «не очень хорошие новости». «Желающих добавить мне неприятностей очень много. Многие хотели бы, чтобы Воронов не сидел на этом месте, чтобы был другой человек. Одно то, что подозревается замглавы администрации области, уже бросает тень на всю администрацию», – заявил Сергей Воронов журналистам.
При этом он отметил, что курирование вопросов дорожного хозяйства не входило и не входит в его полномочия. Заявления, что он мог влиять на деятельность Дорожной службы, Воронов назвал беспочвенными и непрофессиональными.
Тем не менее в среду ему было предъявлено официальное обвинение в хищении денежных средств в особо крупном размере путём мошенничества. В этот же день по ходатайству следователя Кировским районным судом ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Заседание суда продолжалось около пяти часов. Воронов не признал своей вины. Интересы вице-губернатора в суде представляла адвокат Ирина Середа. В профессиональной среде эта фамилия хорошо известна: её муж, Георгий Середа, является президентом областной адвокатской палаты.
Поздно вечером 17 октября вице-губернатор был препровождён в Иркутский следственный изолятор. В пресс-службе ГУВД отказались сообщить, будет ли он переведён в Новосибирск или останется на время расследования в Иркутске.
Ирина Середа в беседе с корреспондентом «Конкурента» заявила, что в понедельник намерена подать жалобу на решение Кировского районного суда и оспорить меру пресечения подзащитного. Адвокат рассчитывает, что она будет рассмотрена в течение пяти дней. Ирина Середа отказалась комментировать ход расследования, ссылаясь на тайну следствия. Отвечая на вопрос об условиях и месте содержания Сергея Воронова, она также была немногословна. «Это вопросы к следователю», — сказала адвокат.
Выяснить у губернатора, как в дальнейшем сложится судьба Сергея Воронова в качестве сотрудника администрации, не удалось. Ольга Берсенёва, пресс-секретарь Александра Тишанина, во вторник пояснила, что глава администрации планирует командировку в Голландию для подписания соглашения и вряд ли будет доступен для комментариев. Начиная с четверга телефоны пресс-секретаря и руководителя пресс-службы администрации губернатора молчали.
Однако 18 октября было распространено обращение Александра Тишанина к жителям Приангарья. Содержательная часть его, на первый взгляд, не соотносилась с уголовным делом и была наполнена скорее предвыборной риторикой. Глава области призвал всех жителей области на борьбу с коррупцией. «Государственный служащий, чиновник – это не «барин», к которому нужно идти «на поклон» с подношениями, а человек, которого вы наняли на работу. Вы вправе требовать от чиновника любого ранга честного исполнения своих обязанностей на благо населения Иркутской области», — говорится в обращении. И кроме того, «борьба с коррупцией проводилась в рамках правового поля, учитывая права гражданина, закреплённые за ним в Конституции Российской Федерации, в строгом соответствии с буквой закона, иначе существует опасность сведения личных счётов, использования благовидного предлога для политической борьбы», — считает губернатор.
Следует отметить, что иркутская элита без эмоций восприняла новость о задержании вице-губернатора. Спикер Законодательного собрания Виктор Круглов отказался комментировать происходящее по существу, заявив, что «эта ситуация пока слишком свежая, подождём развития событий. Пусть пока этим занимаются правоохранительные органы». Круглов подчеркнул, что в коррупционных скандалах в Иркутской области представители законодательной ветви власти не замешаны.
«Относительно того, что произошло на территории Иркутской области, – факт, конечно, неприятный, — заявил вчера депутат Государственной Думы РФ Виталий Шуба. — Я не помню, чтобы такого ранга чиновник находился под стражей, чтобы в отношении него такая мера пресечения была избрана. Но полагаю, что у нас есть правоохранительные органы, надзорные органы, судебные инстанции, все они функционируют на территории Иркутской области, и у них достаточно полномочий для того, чтобы принять решение».