Рынок и искусство: потери и приобретения
На VI фестивале современной драматургии имени Вампилова, который собрал в нашем городе театры из Москвы, Архангельска, Хабаровска, Омска, других городов России, кроме спектаклей было много интересных и важных событий. Большое значение имели дискуссии, поднимающие важнейшие проблемы современного театра. «Круглый стол» «Рынок и искусство: потери и приобретения» вызвал особый интерес.
– Нас, деятелей культуры, беспокоит простая вещь, — говорил директор академического драматического театра имени Охлопкова и директор фестиваля Анатолий Стрельцов. — Почему искусство сегодня пытаются перевести в формат сферы услуг? Почему оно не может быть партнёром государства в деле воспитания народа России?
Ответов на эти вопросы сегодня нет, потому что нет закона о культуре. Но если они беспокоят деятелей культуры не только нашего региона, но и всей страны, их надо обсуждать и пытаться найти способ донести до первых лиц властных структур. Не случайно на «круглом столе» собрались представители законодательной и исполнительной власти, профессура иркутских университетов, специалисты из Москвы. Обсуждение было заинтересованным, затрагивало широкий круг проблем, существующих сегодня в культуре и искусстве. Ведущий дискуссии, обозреватель журнала «Современная драматургия» Валерий Бегунов, предваряя разговор, сказал:
— Можем ли мы наконец построить в нашем государстве такую систему законодательства, которая могла бы позволить свободно развиваться духовности? Культура не должна финансироваться по остаточному принципу, она не сфера обслуживания. А если это и так, то услуги эти особого рода, книгу или спектакль нельзя предложить на рынке как одежду или хлеб. Государству необходимо понимать, что культура и искусство – один из важнейших способов развития общества, оно обязано гарантировать это развитие законодательно, обеспечивая финансово.
– Сегодня здесь собрались единомышленники, — продолжила разговор директор департамента культуры и архивов Вера Кутищева. — Спорить о том, нужна культура или нет, бессмысленно. Для нас, собравшихся здесь, это очевидно. Проблема стоит остро, и её надо решать. Но, как кажется, пока из жизни не уйдёт поколение марксистов, у нас экономика останется первичной, а сознание и духовность будут вторичны. К сожалению, эта схема не меняется и в новейшей истории нашего государства. Недавно я принимала участие в обсуждении развития Иркутской области до 2020 года, где были озвучены всё те же постулаты: первичны мосты, дороги, заводы, агломерации, и только в конце прописана социальная сфера. Сознание того, что духовность не может быть первичной, у нас врождённая, укоренившаяся генетически. Это положение необходимо менять не только в мировоззрении нашего общества, но и законодательно.
Многое из того, что не противоречит закону, можно сделать и сегодня. Определёнными постановлениями мы смогли повысить заработную плату музыкантам губернаторского симфонического оркестра, тем самым сохранив его состав. Если говорить о воздействии искусства на человека, его действительно надо сравнивать с обороной. Искусство обороняет наше общество от губительной бездуховности. К сожалению, ни Министерство культуры, ни депутаты, ни Государственная Дума не приняли сегодня законы, которые могли бы духовность в сознании людей поставить на первое место.
– Массовая культура проникла сегодня во все сферы, — говорил московский писатель Олег Павлов, — с индустрией развлечений конкурировать невозможно. Именно поэтому искусство обращается к государству с просьбой о защите. Необходим принцип разделения культурной и коммерческой деятельности. Сегодня налогообложение одинаково для издательств, выпускающих развлекательную литературу, и тех, кто занимается классикой. Массовая культура занимает тотальное пространство. Ты приходишь в книжный магазин и не можешь выбрать то, что тебе необходимо, везде одни и те же авторы и книги. Государство могло бы создать альтернативу коммерциализации культуры, взяв под свою защиту театры, издательства, журналы, дающие людям право выбора. Бездействие властных структур позволило индустрии развлечения на свой лад заняться воспитанием общества, навязывая людям неприемлемые нормы поведения и способ мышления. На всё, что касается воспитания, государство должно объявить монополию, особенно на воспитание детей и юношества.
– Чтобы быть услышанными, — вступила в разговор доктор филологических наук, редактор журнала «Москва» Капитолина Кокшенева, – проект закона о культуре надо обсуждать в прессе. Во всеуслышание говорить о том, что нас не устраивает. В рынке существует закон стоимости, в культуре – ценности, состоящий из исторического опыта, национального идеала, многих других компонентов, относящихся к духовному развитию человека. Единое культурное пространство должно сохраняться, иначе люди перестанут понимать друг друга.
Валентин Распутин был немногословен. Он говорил, что если и меняется в нашей стране что-то в лучшую сторону, то медленно, только в отдельных регионах, в масштабах государства всё остаётся по-прежнему. Объявляется Год русского языка, а в школах сокращаются часы на его преподавание, упразднены сочинения, может дойти до того, что скоро мы вообще не сможем объясняться по-русски. С атомной бомбой писатель сравнивал компьютеры, заменившие молодёжи книги, библиотеками пользуются только пенсионеры. «Нам надо, — говорил Распутин, — не просто сидеть за «круглым столом», надо выходить на улицы и требовать культуры и совести».
– Русский язык и русская культура – это основа нашего государства, — убеждён депутат Государственной Думы РФ Сергей Дубровин. – Сегодня мы задаёмся вопросом: возможно ли для их упрочения что-то сделать? Возможно всё, были бы желание и воля. Я вспоминаю последний съезд театральных деятелей, на котором за кулисами мы говорили об одном, а на сцене руководители театров говорили совсем другое, договорившись с властями о персональных льготах для своих коллективов. С таким подходом к общему делу трудно решать серьёзные вопросы. Сегодня принят закон о киноискусстве, который не запрещает ни муниципалитетам, ни регионам строить государственные кинотеатры. Пожалуйста, если в них есть необходимость, создавайте.
Все законы рождаются на земле. Закон Иркутской области вполне можно принять по тем параметрам, которые необходимы людям, в том числе и деятелям культуры и искусства. Первая необходимость заключается в том, чтобы поддерживать учреждения культуры, существующие сегодня, обеспечивать их содержание, но при условии, если они действительно будут заниматься культурой. Мы не можем обязать писателей или художников создавать то, что считает нужным государство, каждый из них индивидуум и творец, но для учреждений культуры такие обязательства должны быть. Разрабатывая законодательный акт о культуре, мы должны опираться на тех людей, которые работают в культуре. К сожалению, на практике это получается редко. Как правило, деятели культуры красиво обсуждают проблемы на фестивалях, а потом забывают о сказанном, и остаются один-два человека, которые реально что-то делают.
– Я предлагаю следующее, – заявил С. Дубровин, – творческие союзы могут выйти в Государственную Думу с предложением о создании закона об искусстве, акцентируя вопрос на его финансировании или на поддержке культуры по всем направлениям, в том числе и коммерческим. Мнение каждого человека будет принято во внимание. Вместе с законом о культуре должен быть и закон о меценатстве, в котором будет прописано, что предприятие или организация, выделившие средства на культуру, не должны облагаться налогом. Это может быть внесено в Закон о финансовой деятельности и подзаконный акт бюджета.
– Бюджетные законы часто создают проблемы в культуре, – продолжила разговор Вера Кутищева. – С 2008 года департамент культуры не имеет права поддерживать общественные организации. Этот бюджетный закон, принятый Государственной Думой, в Иркутске нарушаться не может. Все знают, что ранее мы помогали и творческим союзам, и многим общественным организациям, которые делали много добрых дел благодаря нашей финансовой поддержке. Согласна, нужна инициатива, нужны наши люди и в Государственной Думе, и в правительстве, но почему четыре года закон о культуре не принимается? Возник барьер на уровне эшелонов верховной власти, которая его просто игнорирует.
Выступающие на дискуссии «Искусство и рынок» говорили о наболевших проблемах, о том, что составляет смысл жизни не только отдельной творческой личности или творческого коллектива, но и всего общества в целом. Было принято решение от имени Всероссийского фестиваля современной драматургии имени Вампилова подготовить обращение о принятии закона о культуре с конкретными предложениями его участников и направить в Государственную Думу Федерального собрания РФ.
Записала Светлана ЖАРТУН