Обаяние таланта
Среди множества разнообразных выставок, концертов, фестивалей, смотров, встреч, проведённых в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России», не осталась незамеченной концертная программа «Ах, юность, ты прекрасна!», которая собрала в органном зале областной филармонии немало поклонников вокальной музыки.
По словам ведущей концерта музыковеда Софьи Драбкиной, здесь звучала музыка юных и написанная для юных. Первая часть программы в самом деле напоминала «пробу пера»: молодые вокалистки Александра Попова и Любовь Маркевич, исполнявшие русскую и зарубежную классику, пленяли свежестью и непосредственностью, которые искупали отчасти недостаток мастерства и – временами – интонационные огрехи.
«Музыка для юных» представлена двумя вокальными циклами, созданными профессиональными композиторами. Но стихи, положенные в их основу, не совсем обычные.
«Пять романсов для голоса и фортепиано на стихи Вики Ветровой» – так назвал одно из своих недавних произведений московский композитор Владимир Пешняк, перебравшийся в столицу из Иркутска, но сохранивший дружеские и творческие контакты с малой родиной. А поэтессу Вику Ветрову сегодня помнит, наверное, только старшее поколение – лет двадцать назад это юное создание, едва перешагнувшее порог начальной школы(!), потрясло читающую публику совсем недетскими и очень талантливыми стихами. Так, пять стихотворений, положенных в основу вокального цикла Пешняка, были написаны Викой в восьмилетнем возрасте.
Во мне обиды –
как в копилке мелочь,
Они забыты и лежат
без дела
Игрушкою, оставленной
в углу.
Но тает день, и я трясу
копилку,
И падают обиды,
как опилки,
На всё ещё горячую смолу.
Поразительны точность, образность, искренность, с которыми восьмилетняя девочка раскрывает свой внутренний мир, её природное чувство ритма и слова. Музыка, следуя за этими маленькими поэтическими «жемчужинками», создаёт светлый, прозрачный, одухотворённый образ.
Авторы второго фортепианного цикла, прозвучавшего на том необычном концерте, – иркутяне. Известный композитор Дечебал Григоруцэ так рассказывает о первой встрече с поразившими его стихами тогдашней 12-летней школьницы Оли Токарской (они положены композитором на музыку): «С двенадцати лет девочка записывала свои поэтические опыты в тетрадку. Сказать по правде, я не большой почитатель поэзии, особенно любительской. «Любовь – вновь», «ты — цветы», «луна – она» и тому подобное меня почему-то совсем не вдохновляет.
Здесь всё оказалось иначе. Стихотворные строки дышали жизнью. От них исходила какая-то совершенно неукротимая сила чувства, которая покоряла, заставляла верить себе. Мне оставалось сделать совсем немного: сложить из разрозненных «кубиков» немудрящий сюжет, а затем пересказать его средствами музыки».
«Кубики», пересказанные «средствами музыки», составили вокальный цикл «Первая любовь» из семи небольших песен (по-моему, они больше похожи на романсы в миниатюре), где, как и в первом цикле, стихи поражают недетской силой и глубиной чувства, а порой и трагизмом.
Как устала я рыть могилу
Для умершей во мне любви.
И теперь я уже не в силах
Умолять тебя: «Позови!»
И вновь, как в вокальном цикле Ветровой – Пешняка, автор музыки Дечебал Григоруцэ находит множество красок, оттенков в своей богатой музыкальной палитре и создаёт по-настоящему увлекательное, поражающее искренностью чувств музыкальное произведение.
Оба цикла прозвучали в исполнении тоже иркутских музыкантов – лауреатов международных конкурсов Татьяны Лариной (сопрано) и Александра Попова (фортепиано). Так уж получилось, что с творчеством Татьяны я познакомилась только здесь, в органном зале. Тем более сильное впечатление осталось от голоса, обаяния, мастерства талантливой иркутской певицы. Её интерпретация захватывает, погружает в неведомый или, точнее сказать, давно забытый мир юношеских чувств, заставляя за несколько десятков минут вновь прожить свою жизнь, свою любовь. Так говорили многие слушатели и слушательницы. Увлекать силой своего искусства – свойство настоящего таланта, Татьяне Лариной оно дано, по-моему, по большому счёту.
Привлекает и настоящая творческая пытливость певицы, её любовь ко всему новому, неизведанному.
– Мне нравится исполнять вокальные циклы, — сказала Татьяна, – это особый мир, особый жанр. Обычно сама выстраиваю драматургию произведений, расставляю акценты, стараюсь найти для каждого из них особые тембральные и голосовые краски.
А ещё Татьяна с увлечением работает над музыкой современных композиторов, в том числе и иркутских — Владимира Карпенко, Дечебала Григоруцэ и других. Кстати, исполнение двух вокальных циклов в органном зале – премьера. И выступление с лауреатом международного конкурса пианистом Александром Поповым тоже почти дебют. Думается, что молодые талантливые музыканты, как, впрочем, и юная поэтесса Ольга Токарская, ещё не раз порадуют публику своими творческими находками, новыми творческими открытиями.
Фото Егора СОБОЛЕВА