Игра по Элдеру
Бывший гражданин СССР Александр Элдер перебрался в США в 1974 году. «Родился в Ленинграде. Вырос в Эстонии. Отбыл из СССР через Африку, где бежал с корабля», — коротко пересказывает он всё, что было до этого. В Штатах Элдер заработал миллионный капитал, играя на бирже, при этом не оставляя практики психоаналитика.
Он давно является гуру трейдинга. Его книги «Как играть и выигрывать на бирже» и «Трейдинг с доктором Элдером» стали бестселлерами, в том числе и в России, и создали ему репутацию лучшего мирового эксперта в области психологии биржевой торговли. Иркутский семинар и мастер-класс Александра Элдера, прошедшие в воскресенье, собрали более 500 человек. В основном начинающих игроков.
Элдер признаётся, что самым популярным вопросом, задаваемым российскими начинающими трейдерами, был о том, как выборы повлияют на ситуацию на фондовом рынке. «А как всё-таки?» — «Не знаю». И все, конечно, хотели знать, как заработать на фондовом рынке. Здесь доктору Элдеру есть что сказать.
— Проанализировав состав участников вашего семинара, вы можете сказать, какая социальная группа рвётся сейчас на биржу, совпадает ли она с категорией типичных игроков на российском фондовом рынке?
— Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что до иркутского я провёл всего один семинар, в Москве. Необычно, что в аудитории было очень много молодых людей. На Западе инвесторами становятся люди постарше. Они строят карьеру, у них накапливаются сбережения, их интересует, как эти сбережения сохранить. А здесь почему-то молодёжи много. Их интересовали разные вещи. Были те, кто не мог отличить акции от опциона, было несколько довольно-таки хитрых вопросов по технологиям.
У здешних трейдеров есть преимущество. Им не надо изобретать велосипед, нужно пройти путь, который занял в других странах десятилетия, за один-два года. А люди учатся очень быстро.
— Стоит ли стимулировать интерес людей к игре на фондовом рынке?
— Абсолютно. В России начинается бум. Конца ему не видно. У людей повышаются доходы, зарплаты. Но самая большая прибыль будет у собственников. Покупка акций — нормальная черта западного общества. Когда человек покупает акции, он становится совладельцем предприятия. Так что в России люди становятся собственниками кусочка этого бума.
В Америке рынок акций существует с 18 века, а в России был долгий период, когда частной собственности не было. Поэтому для россиян впервые сыграть на бирже, думаю, это как на нудистский пляж в первый раз пойти.
— Правильно ли то, что подобные вашему обучающие семинары проводят частные компании, без участия государства?
— Это единственно правильный подход. У государства, в моём понимании, очень ограниченная роль. Государство должно защищать внешние границы, государство должно следить, чтобы были хорошие дороги в стране, и должно следить за тем, как выполняются законы, держать сетку защиты для общества, для людей, которые социально потеряны. Для меня странно слышать о том, что в стране есть министр культуры — культуре нужны художники, а не министры. Также и вопросы образования я считаю делом частным.
— Вы можете прогнозировать, повлияет ли не очень удачное размещение первых народных IPO на интерес обывателей к фондовому рынку?
— Вопрос вне зоны моей компетенции. Я слышал, что они прошли плохо. И это нормальное поведение рынка, возникающее в результате традиционного подхода к IPO. Их все вначале накачивают, они выходят с большим звоном. Но 90% IPO потом опускается ниже цены размещения, вот тогда-то и надо их покупать. Хотя бывают редкие исключения. Например, когда год назад на IPO вышел Google, он взорвался, ушёл как лошадь и больше не вернулся.
— Можно этот ваш ответ отнести в разряд советов для начинающих?
— Да. Надо покупать акции, у которых уже есть какая-то история.
— С чего стоит начать?
— Чем менее развит рынок, тем больше у него перспектив. В этом смысле российский рынок гораздо сильнее американского. Прежде чем вкладывать в фондовый рынок, надо разбить деньги на части. С каждой сделкой следует определиться. Надо сесть и написать, почему я вхожу в эту сделку, чего я от неё ожидаю, по какой цене я хочу продать акции, насколько цене надо опуститься, чтобы я понял, что это неправильная сделка и мне нужно из неё выйти. На эти вопросы надо ответить до того, как входишь в сделку.
— С вашей точки зрения, кто может оказаться самым правильным, успешным игроком?
— Успешны те, кто выполняет домашнюю работу. Нужно вести дневник биржевых записей. Покажите мне трейдера, у которого хорошие биржевые записи, и я покажу вам хорошего трейдера.
— Когда вы входите в сделку, какие цели перед собой ставите?
— Я чаще всего вхожу в короткие сделки, пытаюсь уловить короткие колебания в рынке. Но в последнее время я научил себя держать деньги надолго, на несколько лет. Так что есть у меня несколько сделок краткосрочных, есть такие, которые я собираюсь держать несколько лет. Я ставлю перед собой задачу зарабатывать 4% в квартал. Это моя прибыль. То, что выше, — сверхприбыль. Когда я её зарабатываю, то беру 10% от сверхприбыли и раздаю в конвертах симпатичным мне людям.
— Вы покупаете акции российских компаний?
— Нет.
— Можете объяснить причины?
— Когда вы играете на бирже, вы задаётесь вопросами, откуда там берутся деньги, кто их туда положил? Отвечая на них, вы понимаете, что такие же люди, как и вы. Играя на бирже, вы хотите влезть кому-то в карман, в равной степени как и другие люди будут пытаться залезть в карман к вам. Это очень непростая игра. Многие люди этого не понимают, они считают, что экономика накачивает фондовый рынок деньгами. Но экономика никогда ничего не вкладывает, вкладывают люди.
Я стараюсь работать в одной временной зоне. Игра на бирже — сложная игра. Мало того, что она сложная, когда ты бодрствуешь; а когда ты спишь — это вообще тяжело. Поэтому я не играю в России, поэтому я не играю в Азии. В Америке свыше 10 тысяч акций. Мне хватает. Если бы я не спал 24 часа, возможно, я бы играл и на российском рынке.
— Вы можете оценить ситуацию на российском рынке?
— Мы это делали на семинаре. Мы очень внимательно посмотрели индекс РТС. Через несколько лет он будет гораздо выше, чем сегодня. Но надо понимать, что в этом буме, как знаки пунктуации, периодически бывают спады. Большинство людей покупают, когда рынок поднимается. Но пугаются срывов. И продают. Покупают дорого, продают дёшево. И теряют деньги. Эмоционально это легко сделать. Но если у вас есть собственный план, если вы смотрите на графики, если вы знаете, как вы будете выходить из сделки, я считаю, бояться нечего.
— Вы рекомендуете долгие вложения.
— Особенно для новичков. Профессионал может заниматься краткосрочной игрой. Для новичков это гиблое дело.
— А как скоро, на ваш взгляд, брокер станет в России профессией?
— Это уже становится профессией. Я знаю в Москве людей, которые зарабатывают по четверти миллиона долларов в год, просто работая брокерами, даже не торгуя. У этой профессии огромное будущее. Потому что в странах с развитой экономикой свыше 20% людей покупают акции (в США 30% граждан являются держателями акций, в Германии — более 20%), в России — полпроцента.
— А вы навсегда расстались со своей первой профессией?
— Я до сих пор практикую. Но немного — часа по два в месяц. Ко мне приходят старые пациенты. К счастью, психоанализ, в отличие от хирургии например, не требует постоянной практики. Я вырос на психиатрии. Что общего между ней и игрой на фондовом рынке? И то, и другое построено на поиске правды.
[ title=»Советы начинающим трейдерам» pos=»abs» width=»100%»]
Эмоциональная игра, паника, жадность — основные враги биржевого игрока. Переигрывать рынок — не такая уж и сложная задача, гораздо проще, чем большинство «мирных» профессий, но потеря самоконтроля вследствие огромной величины открытых торговых позиций по отношению к своему капиталу; торговые решения, основанные на эмоциях; неумение или нежелание следить за своим торговым счётом — вот основные причины неудач на фондовом рынке.
Сам Александр Элдер большинство своих торговых решений основывает на техническом анализе. Он использует метод скользящих средних, конверта, схождения и расхождения скользящих средних (MACD), гистограммы схождения и расхождения скользящих средних и индекса силы, который он считает лучшим индикатором объёма. В качестве контроля за рисками предлагает опираться на правило двух и шести процентов. По мнению доктора Элдера, биржевой игрок не имеет права терять более двух процентов суммарного торгового капитала по каждой отдельной сделке и более шести в каждом торговом месяце.