Семь чудес цвета: жёлтый
Когда Ван Гог принимал Гогена в Арле, то украсил всю комнату подсолнечниками. Жёлтый цвет. Потому, как свидетельствуют современники гениального живописца, что он страстно любил жёлтый — цвет божественной чистоты.
Итак, очередная выставка в галерее современного искусства при Доме художника. Художественный выставочный проект «Семь чудес цвета» был задуман заслуженным художником России Сергеем Элояном. Проект предполагает в течение трёх лет показать возможности цвета в живописных произведениях иркутских художников.
Первая выставка проекта — «Белый» — была показана зрителям галереи в январе 2007 года. Её участниками тогда стали пятнадцать иркутских художников.
Выставка «Жёлтый» — это показ возможностей жёлтого цвета в живописных работах художников, это различные технические приёмы в живописи, разнообразные жанры — пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые работы. Выставка не случайно проводится в сентябре — самом ярком, насыщенном красками месяце золотой осени, любимом многими мастерами кисти. На сей раз участниками «Чудес» стали 23 иркутских художника, причём некоторые из них представили по две работы — Лев Гимов, Владимир Кузьмин, к примеру. Знакомишься с работами — и невольно проникаешься настроением художников.
Как-то автору этих строк попала в руки книга Глэдиса Маейра «Цвет и человеческая душа», в которой автор говорит: «В то время как в синем мы отдаём себя Вселенной, в жёлтом мы ощущаем лучезарную силу нашего собственного бытия». Внутри нас как бы возникает сияющий центр, из которого в темноту постоянно расходятся лучи. Несомненно, прав был В. Кандинский, указавший на психическое воздействие цвета. Психическая сила краски, по его мнению, вызывает душевную вибрацию. Вообще, если исходить из впечатлений, навеянных этой да и предыдущей выставками проекта, нельзя не согласиться, что цвет является средством, которым можно влиять на душу. «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многоструночный рояль».
Работы таких художников, как Геннадий Кузьмин, Валерий Чевелёв, Никита Шелтунов — таких разных, непохожих в решении творческих задач, но таких близких по мироощущению, — вызывают доброе, живое, деятельное настроение. Да это и понятно: доминирующий на холстах цвет, ближайший к свету, жёлтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, весёлостью и мягкой прелестью. Радостное впечатление, которое производит жёлтый цвет, живее всего чувствуешь, когда смотришь, скажем, на пейзаж — особенно в ненастные дни осени, когда грязь и сырость отходят на второй план. На нас веет теплом золотого убранства — я говорю о двух пейзажах Владимира Кузьмина, которые нельзя не выделить на фоне представленной экспозиции. Хотя в работах и других мастеров, отобранных весьма тщательно и строго, слышится звучание радости и благородства. И «виной» всему колорит выставки — ясный, весёлый и одновременно мягкий. Как тут не вспомнить стихи Гёте в переводе В. Жуковского:
Будь несолнечен наш глаз —
Кто бы солнцем любовался?
Не живи дух божий в нас —
Кто б божественным пленялся?
Фото автора