Марина ТОКАРСКАЯ, кандидат искусствоведения: Верность себе и традициям
К 90-летию «Восточно-Сибирской правды»
С «Восточкой» - по улице жизни моей... Эта фраза точна, ибо улица жизни берёт начало в детстве. Я действительно впервые услышала это название - «Восточно-Сибирская правда» - ещё в первом классе! Это был 1966 год - более сорока лет назад.
Я училась в 17-й школе Иркутска у Галины Степановны Щербаковой. И вот конец декабря, последний урок второй четверти. Моя учительница говорит: «Мариночка, останься». Появляется человек с фотоаппаратом, велит мне сидеть, смотреть в ведомость и улыбаться. Я охотно позировала, огромные банты у меня… Счастье вспоминать даже! Сама-то я не особо и поняла, что произошло. Но представьте себе полное изумление и гордость моих родителей при появлении этого снимка в газете. Публикация в «Восточно-Сибирской правде» называлась «Зима ставит пятёрку». Про меня там упоминалось вскользь, мол, Мариночка Нурминская (фамилия автора до замужества. — Ред.) радуется, что у неё в ведомости сплошь пятёрки. Это такие тёплые чувства вызвало, что для меня сразу газета стала личной, родной. Тем более что о каких уж там успехах могла идти речь в первом-то классе.
Конечно, я всю жизнь старалась учиться на отлично. Может быть, потому что семья обязывала: папа — учёный, преподаватель, его, к сожалению, уже нет. Тётя тоже учёная, в Академии наук, все кандидаты наук, мама юрист по образованию, работала кадровиком, книг в доме было много. Я среди детей была, кстати, старшая, у меня четыре брата. Каждый из них, я считаю, достиг определённой своей высоты, но по научным стопам только я пошла, защитив диссертацию кандидатскую, и мой младший братик, Вадим Нурминский, кандидат биологических наук. Все в Иркутске.
Таким для меня было самое начало знакомства с «Восточно-Сибирской правдой». Причём я тогда уже понимала, что это главная, первая газета в области, что она самая значимая. Мы всегда, к слову, выписывали и продолжаем выписывать её, читать. У меня была удивительная бабушка по линии мамы: она вообще спать не ложилась, пока газету не прочтёт. После тяжелейшего трудового дня — всё-таки подняла пятерых внуков, воспитывала нас, готовила всё сама. Но перед сном обязательно узнавала из газет все новости.
Интеллигентнейшая была женщина, с мужем-военным, моим дедушкой, переезжала, куда пошлют, а она скрипачка была, занималась со мной музыкой… Так что в Московском институте имени Гнесиных я потом училась не случайно — всё имеет свою предысторию, свои корни. От бабушки, от моих родителей зародилось уважительное отношение к «ВСП». Видите, вспоминая про газету, я сразу вспоминаю всю свою семью, наши обычаи семейные, все наши разговоры. Очень серьёзно воспринимали «Восточку» и раньше, и сейчас!
Ну, а потом так получилось, что моя дальнейшая жизнь и моя работа напрямую связана с этим изданием. Ведь прежде всего из него иркутяне узнают о том, что происходит в нашей областной филармонии, где я с 1992 года являюсь художественным руководителем, а три последних года — ещё и директором. И даже сложилась добрая традиция рассказывать на страницах «ВСП» о планах перед открытием каждого сезона, а по его завершении — что сумели сделать, что получилось.
В течение всего филармонического сезона читатели получают обильнейшую информацию о лучших музыкантах, солистах, творческих группах и коллективах, о гостях из разных городов и стран, о гастрольных маршрутах. Я считаю, что постоянный выход в большой печатный мир новостей — это для нас первостепенно. Ведь газета, в отличие от самой завлекательной афиши, не только сообщает о событии, прошедшем или предстоящем, но и даёт ему оценку.
И в этом отношении «Восточно-Сибирская правда» выдерживает интеллигентный тон, не допускает, мне кажется, перебоев-перекосов в коммерческую струю, когда лишь бы зазвать на концерт, а что там будет — неведомо.
Для меня праздник — общение с её журналистами, в частности с Олегом Васильевичем Быковым и его коллегами по перу. Эти люди, живя с артистами филармонии в одном мире культуры, хорошо знают наши проблемы и понимают всё с полуслова. Таких собеседников, общение с которыми доставляет огромную радость, в газетном мире сейчас практически единицы, новой журналистской поросли зачастую с трудом объясняешь элементарные вещи, а застраховаться от досадных ошибок вообще не удаётся. И «Восточку» я предпочитаю другим изданиям потому, что это, как теперь принять говорить, фирма. Это газета, которая держит свой уровень, отличаясь значимостью и достоверностью публикаций, качеством их подачи, общественной важностью затрагиваемых тем.
Скажу больше. Не раз мне случалось быть своего рода посредником между авторами-музыковедами и редакцией «ВСП». Причём они просят меня передать материал непременно в эту газету. Не куда-нибудь — именно и только в «Восточку»! Почему? Вот Изольда Оскаровна Цахер, например, известный иркутский искусствовед. Потому что её устраивает авторитет, наработанный за долгие десятилетия старейшей газетой региона, и бережное отношение к авторскому тексту. Это же очень показательно. И очень важно, особенно когда речь о таких сложных и специфических жанрах, как музыкальная рецензия, музыкальный обзор.
Газета держит ориентир на широкий круг культурных читателей. Здесь непозволителен сленг, тем более — чуть ли не ругательная лексика, которой многие сейчас склонны даже бравировать. В газете как раз уважительное отношение к русскому языку выдерживается. А это далеко не праздные вопросы для меня, идёт ли речь о музыкальной культуре, или изобразительном искусстве, или культуре речи. Это ведь и культура нашего отношения к делу, которому служишь, друг к другу и к самим себе, прежде всего. И газета ненавязчиво воспитывает в читателе такое отношение.
«Восточку» не интересуют бульварные страсти, которые порождают обывательское мировоззрение, мироощущение. Человек, который интересуется, кто в каком белье, действительно выше белья не поднимется в своих устремлениях. Мне приятно, что газета избегает «желтизны». Мы, слава Богу, этого от неё не ждём и были бы шокированы, если бы случился такой крен. И без того мало времени в жизни, чтобы тратить его на всякие глупости, которые предлагают своим читателям несерьёзные издания, снисходительно именуемые таблоидами.
Моя семья, так получилось, с давней поры выбрала «Восточно-Сибирскую правду», и я по сей день верна этой газете, тем людям, которые с такой любовью и профессионализмом освещают на её страницах культурную жизнь Приангарья. И шире — страны.
Записала Вера ФИЛИППОВА
Фото Егора СОБОЛЕВА