Куда ступала нога Ламы
Во вторник лама Ранриг Дордже Ринпоче из Непала освятил буддийскую ступу, построенную на острове Огой на Байкале два года назад. Обряд продолжался два с половиной часа, лама при помощи молитвы и специальных музыкальных инструментов призывал духов, которые должны дать помощь и силу всем живым существам. В качестве подношений для духов использовались вода, рис, розовый бутон, вино и сок в тетрапаках. Присутствовавшие на ритуале могли загадать желания и получить благословение ламы.
У русалки на груди
Примерно за час до того, как лама из Непала Ранриг Дордже Ринпоче приступил к ритуалу освящения ступы, свой обряд провёл фотограф из Хужира Артур. На горе напротив острова Огой, где находится священная ступа, он читал мантры благопожелания. Артур – один из буддистов, проживающих на острове. Он родом из Москвы, но несколько лет назад оставил шумную столицу, чтобы поселиться в тишине, на острове. Впрочем, появление буддистов на Ольхоне, куда приезжают проводить свои обряды шаманы, не показалось Ранригу Ринпоче чем-то из ряда вон выходящим. «Байкал является одним из самых святых мест в мире», – сказал он перед началом ритуала. А значит, возле озера найдётся место для всех религий.
Восьмиметровое сооружение появилось на Огое в 2005 году и получило название «Ступа Великого Блаженства». Она содержит статую Трома Нагмо – так называется женская форма Будды. Ступа является подношением божествам, считается, что её появление несёт благо для всех существ. «Обходя ступу три, 13 или 108 раз, мы выражаем своё уважение и почтение к этому святому объекту. В ответ на нас исходит благодать. Если мысли будут чистыми, тогда все желания присутствующих исполнятся», – рассказал переводчик с тибетского, сопровождающий ламу, Николай Ахмеров.
Ранриг Дордже Ринпоче – потомственный лама в третьем поколении, проповедует школу Нингма, известную как Школа ранних переводов. Его отец является тертоном – так называют людей, которым открывается учение Будды, не известное пока всем остальным. Считается, что появление тертонов Будда пред-сказал много веков назад. Основной монастырь рода Ранрига Ринпоче находится в районе Западного Тибета, откуда его предки бежали во время культурной революции. У ламы есть центр в Непале, он курирует строительство монастырей и очень любит бывать в России. Когда ламу приглашают в нашу страну, он бросает все дела и говорит: «Я приеду».
Его визит на Огой ровно через два года после того, как появилась ступа, не был случайным. Именно этот лама считается духовным руководителем проекта, именно он освятил ступу в первый раз, именно он выбрал место для культового буддийского монумента. «Сначала мы хотели возводить её в другом месте, немного ниже, – рассказала москвичка Наталья Селиваненко, активно участвовавшая в строительстве. – Но когда Ранриг Ринпоче приехал сюда, он решил прогуляться по острову. Один раз «застрял» на этом месте, второй, третий. А потом спросил: а можно здесь?» Священное сооружение находится на самой высокой точке острова, на то, чтобы подняться, нужно минут 15. А если смотреть на Огой с вертолёта, остров напоминает своими очертаниями русалку, а ступа как раз находится у неё на груди.
Поместье английского лорда
За некоторое время до начала строительства ступы лама провёл ритуал выкупа земли, чтобы получить согласие духов на начало строительства. «Тогда я впервые могла убедиться в силе буддийских ритуалов: как только он сделал подношение нагам – духам воды, Байкала – озеро залилось белой пеной, а на небе появились радуги», – вспоминает Наталья.
Ступа – это своеобразный слоёный пирожок, отметила наша собеседница. «Один слой – предметы войны: оружие, простреленные каски. Он появился, чтобы в дальнейшем оградить от войн, – рассказала Наталья. – В другом слое собраны священные тексты всех религий и просто хорошая литература на всякий случай. Какие-то тексты на бумажных, а какие-то – на электронных носителях. О том, что последние даже предпочтительнее, сказали представители российских буддийских конфессий». В одном слое собрана земля и вода из священных буддийских и православных мест. «Монумент рассчитан на 1000 лет, использовано верхнее покрытие для строительства ГЭС, предназначенное для самых агрессивных условий», – рассказали волонтёры-строители.
Появившееся в самом сердце шаманизма буддийское сооружение оказалось вне религии. Его возводили православные и буддисты из Иркутска, Улан-Удэ, Красноярска, Владивостока, Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Кемерова, Нью-Йорка, Барселоны, помогала бригада киргизов-мусульман. Сначала все строительные материалы доставлялись на Огой на лодках, потом волонтёры на руках несли их наверх. В один прекрасный день мимо пролетал самолёт МЧС, спасатели поинтересовались, что здесь происходит, а потом предложили помочь. Бетон и песок доставили уже на вертолёте. Помощь в строительстве оказали иркутские бизнесмены. Например, предприниматель Игорь Хуторенко профинансировал нынешний приезд ламы на Байкал для проведения ритуала. Идеологом и организатором проекта стала Ирина Мащицкая.
Пока волонтёры жили своим отдельным лагерем на Ольхоне, Хужир наполнялся самыми разными слухами по поводу небывалого оживления на Огое. «Говорили, что здесь возводится особняк; что английский бизнес подкупил руководство и получил разрешение на строительство поместий. Все домыслы обычно заканчивались фразой: «Нам всем кранты», – вспоминает Наталья. – Когда мы узнали, что думают жители острова, провели для них что-то вроде пресс-конференции в усадьбе Никиты Бенчарова».
Вино и сок
Ритуал освящения ступы начался днём и продолжался два с половиной часа. Лама сел за подготовленный для него стол, где находились благовония и чаши с подношением. Обычно на алтарь ставится семь чаш с подношениями: чистая вода для питья, ароматная вода для омовения, благовония, рис в качестве еды, цветы как подношение красоты и свеча как подношение света. «Суть ритуала заключается в созерцании и призывании посредством молитвы и медитации всех Будд трёх времён, десяти сторон, дабы они вошли и пребывали в этой ступе, давали помощь и силу как живым существам, так и богам», – пояснил Николай Ахмеров.
Ранриг Дордже Ринпоче, расположившийся слева от него на стуле переводчик и шесть буддистов из Хужира, Минска, Санкт-Петербурга и Москвы по правую руку по специальной книге читали нараспев мантры на санскрите. Время от времени они стучали в большие барабаны – дамару, звенели специальным колокольчиком – дильбу и дудели в ганлинг. Задача участников ритуала – войти в унисон со звуками природы и настроить положительные вибрации. Ганлинг используется для призывания духов, дамару – для увеличения силы, дильбу – для усиления мудрости. Время от времени они делали подношения духам, используя красное вино и сок из тетрапаков. Обряд сопровождался удивительными погодными явлениями: стоило ламе сделать перерыв в чтении мантр, как солнце скрывалось за неизвестно откуда взявшимися облаками, стоило начать читать – солнце опять появлялось, а облака бесследно исчезали.
Окончив обряд, Ранриг Дордже Ринпоче предложил три раза по часовой стрелке обойти ступу, загадав желания. Никто его предложением не пренебрёг. После коллективной фотосессии лама подарил всем открытки с изображением буддийского божества, приносящего долголетие. Затем желающие могли получить благословение ламы. Над теми, кто просил благословение на несколько дел, Ранриг Ринпоче читал молитву, а потом легонько ударял по макушке коробочкой, обёрнутой жёлтой материей. Тем, кто просил благословение на конкретное дело, клал на голову дильбу.
Дружелюбная религия
За два года существования ступы остров Огой стал популярным туристическим маршрутом. Экскурсии с посещением ступы предлагают практически все туристические компании, работающие на Ольхоне. Примечательно, что первая ступа на «небуддийской» территории России ввела моду на возведение подобных сооружений в нашей стране. По информации Натальи Селиваненко, ступу планируется построить в московском Владыкино, где есть синагога и православный храм. Земля там уже освящена учителем Далай-ламы, получено разрешение от властей. Небольшую ступу хотят построить и в самом центре столицы, недалеко от музея Рерихов.
«Интерес к буддизму в России и в мире растёт. В 1992 году в мире было 200 центров, 10 из них находились в России, сейчас в мире насчитывается 520 центров, 70 из них находится в вашей стране», – рассказал путешествующий учитель из Польши Войтек Трацевский, который прибыл в Иркутск в понедельник. Войтек приверженец школы Карма Кагью, что в переводе означает «передача шёпотом». В Иркутск учителя школы приезжают раз в два-три месяца, а раз в год бывает лама Оле Нидал. С ним Войтек познакомился в 17 лет. Лама предложил ему стать переводчиком его книг и ездить по миру с лекциями.
По мнению учителя, в Иркутской области более 300 людей, активно интересующихся буддизмом, 50-60 из них постоянно появляются в буддийском центре Алмазного пути, который существует с 1992 года. Автор справочника «Синкретические религии и секты» Дмитрий Таевский считает, что людей, которые исповедуют буддизм без связи с соответствующими храмами или общинами, в Иркутской области много: «В Прибайкалье живёт около 70 тысяч бурят, а практически все они исповедуют, так или иначе, буддизм (иногда смешанный с местным шаманизмом). Если сюда включать разного рода тантристов и дзен-буддистов, то, вероятно, общая численность буддистов может составить 100 тысяч и больше».
Основное направление классического буддизма в регионе – это школа Гелугпа, традиционный бурят-монгольский буддизм, говорит Дмитрий Таевский. Именно его представители строят храмы-дацаны. Кроме того, в Иркутске достаточно сильна школа тибетского буддизма Карма Кагью. Среди молодёжи и сотрудников академических институтов встречаются приверженцы дзен-буддизма.
Многие школы расходятся во мнении, за какой срок человек может достичь высшего уровня развития – за несколько перерождений или в течение одной жизни. Практически все школы расходятся в использовании методик, необходимых для cамосовершенствования: в дзен, например, считается, что человека может просто озарить ни с того ни с сего, а в Гелугпа для этого нужно постоянно медитировать, углублять уровень своих знаний, уничтожать в себе негативные эмоции.
Однако различные течения буддизма не конкурируют друг с другом. «Ведь не конкурируют же лыжники с конькобежцами», – подчёркивает Войтек. К тому же буддисты очень дружелюбные люди. «Буддизм не запрещает исповедовать другие религии, – отметил Таевский. – Среди бурят, например, весьма распространена картина, когда человек ходит и в буддийский дацан, и в православный храм».
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА