Благовест над городом
Реставрация Харлампиевской церкви идёт полным ходом
В минувшую пятницу вновь ожила колокольня Харлампиевской церкви Иркутска, где уже год идут реставрационные работы. Теперь основная их часть завершена, в звонницу установили последний из 11 колоколов. И снова благовест поплыл над будничным городом. Благовест — значит «благая весть». Весть о том, что древний храм всё-таки жив. «Я хотел бы пожелать, чтобы этот звон дошёл до душ людей. Колокольный звон — это не просто музыкальное сопровождение, это призыв к молитве, а молитва — разговор с Богом», — говорит священник Евгений Старцев, ответственный за восстановление Харлампиевского храма.
Последний колокол не самый большой, весит «всего» полторы тонны. А самый крупный колокол, «губернатор», тянет на три тонны. Как и на остальных, на нём изображены лики Богородицы и святителя Иннокентия Иркутского. Все колокола отлиты из меди, олова и серебра в Ярославской области. У каждого из них свой голос, который соответствует определённой ноте.
Храм ещё не открыт, реставрация не завершена. Но колокол подняли сейчас, потому что скоро строительные леса вокруг церкви уберут, и тогда поднять его наверх будет трудно с технической точки зрения. Первое богослужение планируется провести на Рождество. Тогда будет готов первый этаж храма. После этого богослужения станут проходить регулярно. Уже в июне следующего года Харлампиевскую церковь предполагается открыть полностью.
Харлампиевская церковь — самая большая в Иркутске. Её общая площадь почти полторы тысячи квадратных метров. История храма богата трагическими событиями и во многом отражает историю страны. Строился он долго, порядка 150 лет. Кроме всего прочего, это уникальный исторический памятник, имеющий федеральный статус. Последняя служба здесь прошла в 1932 году. Потом по решению советских властей с храма была снесена колокольня, он был разорён и в конце концов приспособлен под общежитие. Потом там было ещё много чего, в том числе и библиотека. Последние годы храм стоял пустым, осквернённым и забытым. Денег на его восстановление не было, да и взять их было негде.
Реставрация началась в июне прошлого года по инициативе губернатора Иркутской области Александра Тишанина. Губернатор взял восстановление уникальной церкви под свой личный контроль и с завидной регулярностью стал посещать строительную площадку. Вот и освящение и установка колокола не обошлись без его личного участия. Там же присутствовала и супруга губернатора Татьяна, которая не слишком жалует публичные мероприятия. Впрочем, губернатор был лаконичен. «Я рад, — признался Александр Тишанин, — что храм будет служить людям. Надеюсь, он будет сдан в намеченные сроки».
«По-моему, работы идут очень быстро, — отец Евгений не скрывает радости. — Так быстро храмы вообще не восстанавливают. Но тут уж всё сошлось: Божья воля, желание губернатора, благословение архиерея, наличие средств и специалистов. Мистическое совпадение. И в то же время это был последний момент, который можно было использовать для того, чтобы восстановить храм. Он на самом деле разрушался. Если бы он простоял ещё несколько месяцев, северный придел просто обрушился бы, и нам осталось бы только разбирать руины. Мы спасли его в последний момент».
Главный инженер дирекции по восстановлению Харлампиевской церкви Сергей Пельменёв рассказал, что сейчас продолжаются работы по усилению конструкций здания храма. В старинную кирпичную кладку заводятся монолитные колонны, ригеля. Идут работы по «лечению» трещин. Трещины фиксируются, заносятся в журнал, им делаются инъекции. В каждую трещину специальным насосом прокачивается раствор, фиксируется, трещина дублируется специальными скобами, после этого на стену наносится новый слой штукатурки. Идут работы по нарезке камня для мозаичных полов первого этажа, изготовлению и росписи иконостасов. Приехала специальная бригада иконописцев из Средней России. Специалисты из Москвы работают над созданием каменного иконостаса для подвального храма. Всего будет пять иконостасов. Иркутские мастера делают окна из красного малазийского дерева, очень прочного и устойчивого к влаге. Монтировать их будут в следующем году.
До холодов нужно выполнить основные работы по благоустройству территории. Это планировка, уборка земли. Культурный слой вокруг храма вырос на полтора метра, его предстоит убрать. Идут работы по инженерному обеспечению. Зимой будут проводиться внутренние штукатурно-малярные работы, весной — окончательное благоустройство, и в конце июня храм планируется сдать.
На вопрос, сколько лет после реставрации сможет простоять храм, отец Евгений отвечает не задумываясь: «Я думаю, лет 800. Храмы строятся навсегда, до второго пришествия. У них нет нормативного срока эксплуатации, как у пятиэтажки».
У храма три этажа, каждый почти по 450 квадратных метров. К Рождеству планируется открыть первый этаж, где расположены два придела — Михаила Архангела и Харлампиевский. Самый нижний придел будет расположен в подвале храма, и это уникальный случай для Иркутска. Таких огромных подземных территорий больше нет ни у одной иркутской церкви. Нижний придел будет посвящён жертвам «восстания боксёров» в Китае в 1902 году. Тогда мученической смерти были преданы 222 православных китайца только за то, что они исповедовали христианскую веру. Нигде в мире нет храма в их честь. «Мы бы хотели, чтобы именно в нашем городе, где теперь так много китайцев, в помощь вновь обращаемым в православие китайцам был храм, — говорит отец Евгений. — В Иркутске православные китайцы есть. Надеюсь, когда появится храм, их будет ещё больше». Самый большой придел — Успенский, северный — Жён Мироносиц.
Храм относится к так называемому периоду «сибирского барокко». Годы его расцвета пришлись на конец 18 века, когда Россия осваивала огромные пределы. Через Иркутск шло освоение территорий, которые лежали на востоке — Камчатка, Сахалин, Чукотка, Аляска, Алеутские острова, север Китая. Русский Восток был присоединён к России через Иркутск. В нашем городе даже адмиралтейство располагалось, поскольку штаб флота невозможно было учредить во Владивостоке или Петропавловске-Камчатском. Этот храм был морским, он назван в честь священномученика Харлампия — покровителя всех путешествующих морем. Храм и построен был как раз на средства тех, кто осваивал эти далёкие земли и делал на этом свои купеческие, торговые капиталы. Именно в Харлампиевский храм все путешественники шли за благословением. В какой-то степени именно отсюда начиналась Русская Америка. Можно сказать, недавно, каких-то 100 лет назад, здесь венчался со своей супругой Марией Колчак. Тогда он был всего лишь молодым офицером, который отправлялся на царскую службу в Порт-Артур.
Реставрация финансируется из внебюджетного фонда, который сформирован из пожертвований частных инвесторов. Тем не менее понятно, что без личного участия губернатора дело так и не сдвинулось бы с мёртвой точки. Отец Евгений заметил, что со-трудничество церкви и власти в России — это «не тенденция, это уже явление. Нужно говорить не «власть и церковь», а «народ и церковь». Отделять власть от народа можно, но вряд ли это уместно. Нужно, чтобы интересы народа и власти совпадали во всех смыслах. Мы не должны видеть чиновников, отделённых от интересов народа. В конце концов, храм будет построен для народа, а не для пользования областной администрации. Возможно, кто-то и подумает, что это делается ради пиара. Но я думаю, есть много более эффективных приёмов для улучшения имиджа. Губернатор предпочёл затратный, тяжёлый, рискованный проект. А храм мог обрушиться в любое время, никто не мог дать гарантий, что его удастся восстановить».
Фото Николая БРИЛЯ