Туризм на грядках
Мэрия предлагает превратить ботанический сад в экскурсионное ядро города
350-летний юбилей Иркутск должен встретить с новым ботаническим садом. Совместный проект мэрии и Иркутского государственного университета (ИГУ) внесён в программу социально-экономического развития города до 2020 года. За три года в проект предполагается вложить не менее 713 млн. рублей из бюджетов трёх уровней. Авторы идеи уже называют ботанический сад «новым туристическим ядром» Иркутска. А вот мнения экспертов турбизнеса разделились. Одни назвали проект малоперспективным, другие считают, что его шансы стать интересным рыночным продуктом вполне реальны.
Туристско-рекреационный комплекс городские власти предлагают создать на территории реликтовой сосновой рощи на Кайской горе (вдоль железной дороги рядом с рекой Иркут). Общая площадь – 100 га. Основу будущего комплекса составит Иркутский ботанический сад ИГУ. На 6 га там растёт около 3 тыс. разновидностей растений практически со всех континентов земли. К этой территории учёные предлагают присоединить Кайскую реликтовую рощу, где сохранились нетронутыми участки древнего природного ландшафта. В комплекс войдёт и мемориал Глазковского кладбища, где похоронены известные литературоведы, учёные, писатели Иван Молчанов-Сибирский, Павел Маляревский.
Сад будет создаваться как минимум 10 лет, первая очередь откроется к 350-летию Иркутска. По информации, включённой в программу социально-экономического развития Иркутска до 2020 года, в ближайшие три года из бюджета города на проект предполагается направить около 100 млн. рублей, 165 млн. – получить из бюджета Иркутской области, 440 млн. – из федеральной казны, ещё 8 млн. рублей готов вложить госуниверситет.
100 га сада учёные ИГУ предлагают разделить на несколько зон. Малая часть будет выделена исключительно для нужд науки. Лаборатории будут созданы прямо на природе – учёные смогут наблюдать растения в их естественной среде. Ботанический сад ИГУ сохранит всю свою коллекцию и даже сможет расширить её. Большая же часть парка станет рекреационной, люди смогут здесь отдыхать, участвовать в экскурсиях. Здесь появятся японский, французский сады, сад байкальской флоры, зоопарк животных Восточной Сибири, аквариумный комплекс и планетарий.
Власти надеются, что проект ещё до завершения монтажа всех объектов выйдет на частичную самоокупаемость. Поэтому авторы выделяют и так называемую «буферную» зону, в которой расположатся кафе, сувенирные лавки, магазины и развлекательные аттракционы. Здесь же разместится и визитно-информационный центр.
Как сообщили «ВСП» в госуниверситете, сейчас идёт проработка эскизного проекта сада. На создание генплана должно уйти около полутора лет. После этого 3-4 года будет отдано на создание «буферной» инфраструктуры и сооружение первых объектов, которые будут интересны туристам, – дендропарка, оранжерейного комплекса экзотических растений с аквариумами, библейского и альпийского садов. Таким сад должен встретить 350-летие Иркутска. На последнем этапе, который займёт 6-7 лет, будут заложены сложные объекты. Среди них – комплекс мини-водопадов, английский стеновой сад, несколько филиалов иркутских музеев, лекционные залы. По саду планируется пустить экскурсионный мини-поезд (ветка Транссиба).
До конца этого года ИГУ направит на эскизные проекты сада около 500 тыс. рублей. А в 2008 году в проект должно быть вложено не менее 222 млн. рублей. 20 млн. – из городской казны, 50 млн. – из областной, около 150 млн. – из федеральной. Сам университет потратит около 2 млн. рублей. Как пояснили «ВСП» в мэрии, администрация рассчитывает на федеральные преференции в связи с празднованием 350-летнего юбилея Иркутска. Сейчас программа празднования, подготовленная городскими чиновниками, находится на рассмотрении в областной администрации. После чего она должна быть направлена в Минфин, где будет принято решение, на какие суммы федерального бюджета может рассчитывать город-юбиляр.
Мнения представителей регионального турбизнеса разделились. Часть сомневается в туристических перспективах проекта, другие полагают, что проект может стать интересным предложением на рынке. Генеральный директор «Green Express» Вадим Копылов уверен, что проект вполне реалистичен с точки зрения науки и социальной сферы, но не с точки зрения туризма. «Археология, да и ботаника, – не самые распространённые науки, — сказал эксперт. — Об истории в той или иной степени имеют представление гораздо большее число людей, но даже для них памятники истории 18-19 веков — не более чем кадр в фотоаппарате. Обычному туристу нужны имена мировых знаменитостей, к примеру, могила Чингисхана».
Сомнение у Копылова вызвали и цифры. «На проект особой экономической зоны на Байкале, который имеет общероссийское значение, федерация готова выделить 4 млрд. рублей. Ботанический сад – проект местный, и слабо верится, чтобы под него могли быть получены большие средства из федеральной казны», — отметил он.
Эксперт полагает, что без привлечения частных инвестиций идея в полной мере нереализуема. «Если посчитать, что в год парк посетят около 600 тыс. человек, а входной билет будет стоить около 100 рублей, то сборы составят максимум 50 млн. рублей, — рассуждает Копылов. — Плюс примерно столько же от аренды, продажи сувениров. Теперь сравните эти 100 млн. с возможными арендными платежами за такой участок земли. А без возможности покупки земли в собственность мало кто из инвесторов будет всерьёз рассматривать строительство гостиниц и прочей инфраструктуры в таком парке».
«Ботанический сад может стать хорошим местом отдыха для иркутян, но ядром междугородного и международного туризма он, конечно, не будет. Как транзитный объект, который можно посмотреть на пути на Байкал или в страны Азии, это интересная задумка», — заявил исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма Сергей Перевозников.
«Проект может стать интересным предложением на туристическом рынке, — считает и.о. начальника отдела въездного-выездного туризма компании «Гранд Байкал» Наталья Кузьминич. — Сам по себе сад малоинтересен туристам, нужны «якоря», которые зацепят их проездом на Байкал. В проекте они есть. Но успех будет зависеть от того, насколько быстро будет создана обещанная туристическая инфраструктура».