Плуга нет, а хлеба — море
— Нам с погодой в нынешнем году очень повезло, — говорит глава СХОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко. — Ночью в окно глянешь — небо затягивает, а утром всё разъяснилось. И снова на полях кипит работа.
Хлеборобы редко когда погодой восхищаются. Но тут случай особый. В августе пекло и пекло солнышко, ускоряя созревание белореченских хлебов. Нынче августовские поля мало напоминали прежние. Жёлтые да на огромных просторах. Такой цвет более характерен для чернозёмной зоны. К тому же колосовые, посеянные как будто в разные сроки, почти разом подошли, хотя по всем законам природы этого быть не должно. Впрочем, не сказывается ли здесь использование высокопроизводительной техники на севе?
130-140 комбайнов ежедневно выходят в поле, 28 из них — «иностранцы». 280 автомашин возят зерно, 1600 человек заняты на уборке. Цифры впечатляющие. Ещё большее впечатление производит сам урожай. По 32-34 центнера выходит на круг. А хлебное поле тут немалое — 42 тысячи гектаров.
— Мы убрали больше половины, намолотили свыше 40 тысяч тонн зерна, — продолжает Гавриил Степанович. — Причём начинали с культур и полей, с которыми надо было повозиться. Обмолотили горох, пелюшку (вид гороха), люцерну, большую часть ячменей, спутанные овсы. У нас есть массивы, которые дали свыше 50 центнеров зерна! Представляете?!
Сергей Васильевич Мирвода, агроном-семеновод, уточнил, что в прошлом году рубеж в 50 центнеров перешагнул ячмень, а нынче по 52 центнера дала пшеница. Подобное для Восточной Сибири — явление уникальное. Тем более что такой урожай получен в ОПХ «Петровское», которое расположено в наиболее остепнённой зоне. Мало того, та пшеница была посеяна не по парам (т.е. по земле отдохнувшей, накопившей немало питательных веществ и влаги), а после кукурузы. Королева же полей, давая здесь богатые урожаи, потребляет значительное количество питательных веществ. Сколько же удобрений было внесено тогда под ту пшеницу?
— Обычная доза. Я сам долго мучился вопросом: как удалось на том поле получить такой высокий урожай? — признаётся Сергей Васильевич. — А потом дошло: кукуруза имеет такую корневую систему, которая уходит в почву гораздо глубже, чем у пшеницы. Поэтому она переносит питательные вещества из более глубоких слоёв, и, отмирая, корневые остатки создают более благоприятные условия для последующих культур, рыхлят землю.
К концу августа комбайнёры «Петровского» обмолотили хлеба на 60% площадей — а это около пяти тысяч гектаров — и берут по 35-36 центнеров на круг. На мехтоку давно забытая картина — огромные бурты хлеба.
— Сейчас заходим на пшеницу, которая посеяна по кукурузе, так комбайны еле промолачивают, — говорит руководитель «Петровского» Эдвард Иванович Поляковский. — Там по 40 центнеров будет.
Тут же стал перечислять. Оказывается, ячмень дал по 35-36 центнеров на круг, овёс — до 40, горох — 35 центнеров. Да, погода сыграла свою роль, но… Уже третий год растёт продуктивность здешних полей, причём значительно. Поэтому если учесть, что хлебное поле занимает здесь 8200 гектаров, то показатели урожайности не могут не поражать. Однако кроме старания и мастерства земледельца есть природный потенциал, который имеет свои пределы.
— Да, мы берём от земли всё, что можно взять, — признаётся Поляковский. — Сейчас надо идти дальше, основательно внедрять достижения семеноводства, селекции, генетики…
В «Петровском», кстати, отказываются от плуга при осенней подготовке почвы, ориентируясь на дискаторы, культиваторы. И потому как-то необычно всё это: плуга нет, а хлеба — море. Тут есть над чем задуматься.
Фото автора