издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Грозы и грёзы Байкала

«Всякая картина, достойная похвалы, во всём и везде соответствует природе. Нужно, чтобы я мог сказать: «Я не видел этого явления, но верю – оно существует». Ещё раз убедиться в справедливости этих слов, высказанных когда-то Дидро, довелось на выставке известного иркутского художника Виктора Мироненко. Взять, к примеру, его байкальские пейзажи! Нет, скорее, это не гимн всепокоряющей красоте и величию, а сыновний поклон, одухотворённая, трепетная любовь к чуду под названием Байкал.

Мироненко превосходный колорист – он умеет взять тон, созвучный его ощущению, настроению и который сообщает картине особую выразительность, гармоничность и – если хотите – дисгармоничность. Последнее — в случае, когда речь идёт о бесцеремонном вторжении человека в святая святых – первозданную природу. Мы видим чёрную воду в сполохах молний («Байкал. Крушение небес»), кровавый закат с ядовитой полосой сверху и скелеты высохших сосен на переднем плане («Жёлтое небо Байкала»), ряд других живописных холстов, красочный строй, композиция которых передают нам строй души их создателя – Байкал не только мощь и гордая непокорность, но и незащищённость.

Я не случайно начал эти заметки с темы, волнующей всех нас, сибиряков. Жанр пейзажа, посвящённый экологии Байкала, – один из доминирующих в творчестве Виктора Мироненко. Для художника, по мнению критиков, Байкал – это холодноватые краски неба, воды, простора. «Изображение у него, — читаем в аннотации к буклету, — кажется пронизанным колючим байкальским ветром – такой эффект даёт найденная им манера как бы фантазировать на реальные темы, уходить от фотографичности – будто смотришь на окружающий мир через игольчатый кристалл». И действительно, его, Виктора Мироненко, Байкал завораживает, привлекает своей непохожестью по сравнению со многими другими трактовками характера, образа сибирского исполина. И мы соглашаемся с художником, который во время своих многодневных походов по Байкалу ясно представлял себе, видел, каким страшным и невосполнимым может стать вмешательство человека в природу. «Так родился образ искалеченных, как бы взывающих к людям деревьев, протягивающих сухие ветки, с обнажёнными корнями, с мучительными красками воды и неба».

Охотно обращается Виктор Мироненко к жанру портрета. В своё время, загоревшись интересом к отечественной истории, он увлёкся темой декабристов. В 70-80 годах пишет портреты Волконского, Трубецкого, которые находятся в домах-музеях декабристов в Иркутске. К слову, тематический натюрморт «Из искры возгорится пламя» хранится в музее им. Суворова в Санкт-Петербурге.

В галерее созданных Виктором Михайловичем образов можно увидеть портреты современников, известных в Сибири людей: народного артиста Виталия Венгера, учёного-травника Виктора Телятьева, первого губернатора Иркутской области возрождённой России Юрия Ножикова и других.

Нынешняя выставка для Виктора Мироненко – этапная, знаковая. К слову, выставочной деятельности художник уделяет самое серьёзное внимание. Он активный участник всесоюзной, республиканской, зональных и областных выставок. За последние годы провёл несколько персональных выставок в России и за рубежом. В 1993 году два раза выставлялся в Германии в городе Пфорцхайм, пять раз он участвовал в международных пленэрах, проводившихся в Польше. В 2003 году в Москве в галерее «Союз творчества» состоялась выставка пяти иркутских художников, после которой Виктор Михайлович получил приглашение провести в галерее персональную выставку, прошедшую, по словам очевидцев, на ура. Два года назад художник показал свои полотна в культурно-творческом объединении им. Рерихов на станции Ангасолка Кругобайкальской железной дороги. Здесь посетители смогли ознакомиться с последними работами мастера, посвящёнными славному морю – священному Байкалу.

В один из последних дней мы встретились в художественном музее, где проходит его выставка. Разумеется, речь зашла о творческих планах.

— Хочу поделиться радостью, — сказал Виктор Михайлович. – Немецкие друзья из Пфорцхайма приглашают с очередной персональной выставкой. И не одного – с семьёй.

Надо добавить к этому, что жена и сын Виктора Михайловича – люди весьма незаурядные. Надо было слышать, с какой гордостью мой собеседник о них рассказывал. Алла Корнеевна – архитектор, её основная деятельность – реставрация деревянного зодчества. Кстати, её опыт в этом плане весьма интересует и немецких коллег. Сын Арсений – школьник, четвероклассник. И уже является дипломантом Всероссийского конкурса народных танцев, проходившего в Кемерове. Радуют отца и музыкальные успехи своего чада. Под руководством наставника по классу гитары Александра Сапожкова Арсений успешно выступает в составе ансамбля «Фантазия», который, кстати, занял второе место в том же Кемерове.

Что тут скажешь – молодцы! Пример главы семейства – Виктора Михайловича, конечно же, воодушевляет, и не только членов его семейства, но и всех нас, поклонников самобытного и яркого таланта.

Фото Егора СОБОЛЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры