издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Имени ольхонского краеведа

Не перестают удивлять энтузиазм и преданность делу сотрудников музеев нашей области. Чтобы провести научно-практическую конференцию, посвящённую теме «Сибирская семья: прошлое и настоящее», они отправились на остров Ольхон. Именно в этом древнем месте учитель общеобразовательной школы Николай Михайлович Ревякин один из первых в нашем регионе организовал школьный музей, который позднее стал краеведческим, получив статус государственного.

Именем ольхонского краеведа и названа конференция музейщиков области. Ревякинские чтения помогают сегодня объединению государственных и школьных музеев, занимающихся изыскательской деятельностью. Проходят эти чтения под эгидой областного краеведческого музея при поддержке департамента культуры и архивов области.

Некоторые могут подумать: на Ольхон каждый с удовольствием поедет – место благодатное, почти курортное. Это правда, но некоторым участникам конференции, чтобы принять участие в форуме краеведов на острове, пришлось сначала почти сутки добираться до Иркутска и потом ехать восемь утомительных часов до Ольхона. Кажется, добрались, пора и отдохнуть, но только не музейщикам. Устроившись в номерах кемпинг-отеля, а некоторые и в юртах, они сразу отправились на экскурсию в краеведческий музей, носящий имя Ревякина.

Надо заметить, к посетителям всей России, стран ближнего зарубежья, Европы и Америки сотрудники этого музея привыкли, удивляет их, что стали приезжать в последнее время на Ольхон туристы из Новой Зеландии, Бразилии, Камеруна, Республики Чад, с Гавайских островов. Байкал стал местом притяжения мирового масштаба, к нему стремятся, как к источнику просветления и опоре благодати.

Простой учитель с учениками без помощи учёных открыли на Ольхоне более двадцати стоянок древних людей, называвшихся курыканами, тюркского происхождения, позднее появились на острове и монголы. Ассимилированные, они произвели на свет новую народность – бурят. Правда, монголы стали постепенно вытеснять курыкан с Ольхона. Удаляясь на север, они образовали национальности якутов, эвенков, тунгусов. Переплыв через Берингов пролив на Алеутские острова и осев там, стали называться северными индейцами.

Корни своих народов на Ольхоне ищут японцы, корейцы, китайцы, потому что именно Прибайкалье считается местом, где происходило становление новых народностей. Русско-американские экспедиции 1974-1975 годов на Аляске и Ольхоне доказали идентичность национальностей бурят и алеутов, имеющих общие корни.

На острове, который называется сердцем Байкала, всё исключительно. Останки шерстистого носорога и черепах говорят о жизни в доледниковый период, как и реликтовая роща, состоящая из елей и кедра. Ранее считалось, что на Ольхоне (в переводе — сухой, малолесистый) встречаются только лиственницы и берёзы. Предметы орудий труда и быта, обвалы железо-плавилен указывают на развитие жизни древнего человека.

Для Ольхона главными событиями последних лет стали проведение электричества, для которого через пролив Ольхонские Ворота на глубине 80 метров был проложен кабель, и установка на соседнем острове Огой буддийской ступы. В её основание заложено около двух с половиной тонн мантры – молитв. На вечное хранение оставлено и оружие, призванное останавливать военные конфликты. (На территории России подобная ступа находилась ранее только в Калмыкии).

Немало удивительных легенд и преданий узнали участники конференции в музее Ольхона от местного шамана, который в бухте Шаманка развёл костёр, очистил место дымом тлеющей богородской травы (чабреца) и в полупесне-полузаклинании поведал гостям о множестве обычаев, которые чтят буряты. Например, если ранее сжигали тела только шаманов и старейшин рода, то сегодня многие буряты стремятся усопших предать кремации. Заходят на гору, разводят костёр, и только он задымит, тут же, не оглядываясь, уходят. Оглянешься — последуешь за умершим родственником. Очистительный огонь делает душу свободной, уже на следующий день в загробном мире она может общаться с духами, родными и знакомыми.

Переполненные впечатлениями, участники конференции готовились к работе следующего дня. Многие должны рассказать об исследованиях своих музеев, а школьники, которые были полноправными участниками высокого собрания, – об опыте составления родословных. Большинство докладов музейщиков области были посвящены образовательным программам и опыту работы с детьми-краеведами.

Выступающие придерживались темы, заявленной в программе – «Сибирская семья: прошлое и настоящее». Как известно, у нас в России история семьи неразрывно связана с историей государства. «Только в 90-е годы, — говорила научный сотрудник областного краеведческого музея Евгения Коротикова, — стало безопасным обращаться к истокам своего рода. В советское время старались не упоминать о дедах и прадедах аристократического происхождения, связанных с троцкистами или репрессированными. На долгие годы была прервана связь времён, целые поколения стали «Иванами, не помнящими родства».

Историко-художественный музей имени Янгеля создал в городе Железногорске Нижнеилимского района поисковую группу «Кедр», состоящую из студентов и старшеклассников. Именно эти ребята пополнили экспозицию музея фрагментами самолёта, разбившегося во время перегона Аляска – Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Также ребята занимаются изучением истории деревень, ушедших под воду во время перекрытия Ангары. Многие программы посвящены изучению родословной их знаменитого земляка – академика Янгеля.

Выступление директора государственного национального музея Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Людмилы Шадаевой было посвящено теме «Пропаганда традиций бурятской семьи в музее округа», где она говорила о том, что никогда в многочисленных бурятских семьях не было случаев отказа от собственных детей (что наблюдается в настоящее время). Об этом надо напоминать современным молодым людям, вступающим в брак. К сожалению, многие традиции бурятского народа уходят в прошлое, не поощряемые ранее смешанные семьи, например, стали сегодня распространённым явлением. Всё чаще узы Гименея связывают бурятских юношей и девушек не только с русскими, но и с англичанами, французами, представителями других национальностей.

Под громкие аплодисменты проходили выступления старшеклассников, которые составили родословную своей семьи. Семиклассник села Куреть Ольхонского района Алёша Копылов, рассказывая о своих дедушках и бабушках, привёл статистику репрессированных. В районе было арестовано и расстреляно более двухсот человек, среди которых оказался и его прапрадед, не захотевший вступать в колхоз. Но и колхозников тоже арестовывали, якобы за шпионаж в пользу Японии, Китая или Кореи.

Варя Иванова, ученица 10 класса Писаревской средней школы Тулунского района, провела настоящее расследование, прежде чем узнала подробности родословной крестьянской династии Костыро, старейшина которой был известным учёным-селекционером. Старшеклассница Маша Копейкина из села Куреть Ольхонского района рассказывала об исчезающих промыслах – производстве и применении дёгтя. Интересными были доклады ребят из школы-интерната города Слюдянки, села Еланцы Ольхонского района, Коршуновской средней школы Нижнеилимского района.

Со статистических данных начала своё выступление заведующая методико-информационным отделом областного краеведческого музея Эмилия Муценек. Она рассказала, что в нашей области работают 38 государственных музеев и 6 филиалов. В 2005 году в них побывало 650 тысяч посетителей, в 2006 их число возросло почти вдвое. «Не секрет, — говорила она, — что большинство наших посетителей – дети. Для них разрабатываются культурно-познавательные программы, которые проходят в игровой и соревновательной формах, активно вовлекая ребят в действие, предусмотренное темой экскурсии».

Научно-практическая конференция состояла из обмена опытом работы сотрудников музеев, рассказа о специфике мест, в которых они расположены. Надо заметить, рабочий день Ревякинских чтений показался длинным, многие, особенно дети, заметно устали. Но эта усталость прошла, как только музейщики попали в бурятский улус. Старинная юрта, разбитая лодка, сети, различная утварь, реставрированные или сохранённые с древних времён в простой бурятской семье, говорили о том, что традиции на Ольхоне чтят. Люди по-прежнему поклоняются духам и просят Байкал об исполнении самых заветных желаний…

На следующий день вновь была дорога. Утомительной она не показалась, потому что каждый участник конференции зарядился сакральной энергией Байкала и его сердца – острова Ольхон.

Фото Владимира ГУЛЯЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры