Мотивировать на газ
Администрация Иркутской области намерена оказать поддержку «Газпрому» в продвижении нового автомобильного топлива. На этой неделе газовый монополист заявил о намерении построить в регионе сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Концерн претендует на десятую долю регионального рынка моторного топлива. Амбиции газового монополиста могут оказаться вполне оправданными, несмотря на отсутствие мотивации у большинства водителей к переводу машин на газ. Целевым потребителем газового топлива, вероятнее всего, станет муниципальный и сельхозавтопарк. Владельцам именно этой категории транспорта могут быть предоставлены льготный налоговый режим и дотации из региональной казны.
Представители ОАО «Газпром» на этой неделе заявили о намерении уже в декабре открыть первую автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС). Она будет располагаться в Братске, первом городе, который будет газифицирован в рамках генеральной схемы, разработанной концерном. Всего в регионе предполагается построить 30 АГНКС к 2015 году, пояснил член правления «Газпрома» Богдан Будзуляк. По его оценкам, к этому времени концерн займёт 10% рынка автомобильного топлива.
Сейчас на газовое топливо приходится 5% рынка. На газовых заправочных станциях реализуется пропан-бутановая смесь. По словам Богдана Будзуляка, «Газпром» намерен продавать сжиженный природный газ, а пропан-бутан должен перерабатываться для получения продукции высокой добавленной стоимости. Эксперты констатируют, что сейчас основную долю продаж газового автомобильного топлива обеспечивают пропан-бутановые смеси. Продвижение метана в качестве автомобильного топлива было бы направлено на комплексное использование природного газа, что само по себе позитивно.
В самом «Газпроме» не готовы пока говорить о том, как появление АГНКС может отразиться на бизнесе компаний, торгующих пропан-бутаном. В равной степени пока не ясно, как будет развиваться сеть заправок. Представители газового монополиста говорят лишь о том, что этот процесс будет подчинён ходу реализации мероприятий программы газификации, и о намерении создавать «голубые коридоры».
По словам Богдана Будзуляка, у газового автомобильного топлива есть существенное ценовое преимущество перед бензинами. Его цена составляет менее половины стоимости Аи-80 — 6,5-7 рублей за литр, в то время как, по данным концерна, пропан-бутановая смесь стоит 12-15 рублей за литр. Заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев заявил, что региональные власти намерены рублём поощрять предприятия, переходящие с бензинового на газовое топливо. В частности, они могут получить льготы по налогу на прибыль. От того, на каком топливе работает техника, может также зависеть размер дотаций из бюджета. По крайней мере, такие инструменты поддержки включает в себя закон, разработанный региональными властями в Томской области. Этот документ может лечь в основу закона, который будет разработан в Иркутской области.
Между тем Богдан Будзуляк признаёт, что работа на рынке автомобильного топлива для «Газпрома» не очень эффективна. Существующие станции компании загружены лишь на 15%. «У населения есть серьёзное предубеждение в отношении этого вида топлива, с этими стереотипами надо бороться», — сказал он. Эксперт объясняет появление «Газпрома» в качестве игрока на розничном рынке автомобильного топлива в Иркутской области в том числе и тем, что рынок сбыта природного газа в регионе ограничен. Аналитик Альфа-Банка Андрей Фёдоров отметил, что население мало мотивировано на переход с бензина на газ. Он объясняет это необходимостью дополнительных трат на установку газового оборудования и его объёмностью. «Несмотря на это, концерн всё-таки возьмёт свои 10% рынка автомобильного топлива за счёт сельхозпредприятий и муниципального транспорта», — отметил аналитик.
[ title=»Справка» pos=»abs» width=»100%»]
Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 85 тыс. единиц. Сегодня в 59 регионах РФ действует 219 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Их суммарная ежегодная проектная производительность составляет около 2 млрд. куб. м. 88% этих АГНКС (191) находятся в собственности ОАО «Газпром».
Через российские АГНКС, по данным ОАО «Газпром», в 2006 году реализовано 286 млн. куб. м газа. Благодаря этому только в 2006 году российскими предприятиями, использующими КПГ на собственном автотранспорте, было сэкономлено более 2,8 млрд. руб.