Агрессивный туризм
Кто должен очищать берега священного озера?
26 августа отмечается День Байкала, уже в девятый раз. Задумка появилась у активистов «Байкальской экологической волны» ещё в 1997-м, а спустя два года день был вписан в международный календарь дат и событий.
По словам сопредседателя этой организации Натальи Подковыровой, этот день задумывался не как праздник, а как повод встретиться за столом переговоров и обсудить насущные проблемы. За прошедшие годы Байкал едва не исключили из списка ЮНЕСКО «Мировое наследие» с переводом в список в «Мировое наследие в опасности». Это было связано с планами проложить нефтепровод в опасной близости от славного моря.
Регулярно разгораются споры о переносе Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Мало кто спорит, что крупные промышленные объекты и крупнейший в мире резервуар чистейшей воды – несовместимы, но сейчас одной из главных бед Байкала стали туристы. О неблагополучии в этом секторе красноречиво говорят горы мусора вдоль всего байкальского берега.
Во время поездки по одной из западных стран наш соотечественник поинтересовался у местного чиновника, как удаётся поддерживать идеальную чистоту на переполненных улицах. «Так ведь всё благодаря туристам, – последовал ответ. – Они пополняют нашу казну, и мы нанимаем дворников». К сожалению, такая схема почему-то не работает в нашем отечестве. Теоретически все понимают, что туризм – это живые деньги и инвестиции. Мировой брэнд, каковым является наш Байкал, притягивает людей со всего мира не хуже иного морского побережья. Ежегодно берега священного моря посещает около полумиллиона человек. Казалось бы, экономика Прибайкалья должна процветать, но нет, цветут только берега – от сотен тонн невывезенного мусора. Сегодня, когда решён вопрос о создании на Байкале особых экономических зон, наиболее ретивые борцы за чистоту озера настаивают на ограничении туристического потока во имя сохранения хрустальной воды.
– Тем, кто бывал на паромной переправе до Ольхона, наверняка бросились в глаза мусорные баки, из которых коровы извлекают и растаскивают на десятки метров содержимое, — возмущается директор программы «Устойчивое развитие территории Иркутской области» фонда «Возрождение земли сибирской» Татьяна Маркова. – Казалось бы, поставь ограждение – и порядок, ни одна бурёнка не подойдёт. Но не всё так просто. Районные власти открещиваются, говоря, что это вотчина дорожных служб, последние утверждают, что такие требования нигде не прописаны, и не хотят браться за работу…
Районные власти и сотрудники Байкало-Ленского заповедника пытались взимать с любителей природы мзду. Деньги шли на уборку и вывоз всё того же мусора, и вроде даже что-то оставалось на развитие. Однако прокуратура указала: мол, полномочиями не вышли. Таким образом, законность победила. Проиграл Байкал. Жители прибайкальских сёл едва ли не единственное спасение видят в социально ответственном бизнесе.
– Некий предприниматель дал десять миллионов рублей, – рассказывает Татьяна Маркова. – На эти деньги был приобретено несколько мусоровозок и мусорных контейнеров. В результате за несколько месяцев была вывезена самовольная свалка в деревне Харанцы, что на Ольхоне. А сколько ещё таких свалок?
Фото Сергея ВОЛКОВА